Для чего нужен кадастровый учёт. Необходимые условия и цели проведения государственного учёта объектов недвижимости. Объекты и основания государственного кадастрового учета

Как проходит постановка объекта на кадастровый учёт

По действующему государственному Закону о недвижимости, владелец имущества подаёт заявление в уполномоченный орган. Заявление должно быть написано собственноручно и оформлено в установленной форме. При невозможности собственноручного написания данного заявления, оно пишется личным представителем и заверяется нотариально одновременно с доверенностью.

К заявлению в обязательном порядке дополнительно прикладываются правоустанавливающие документы, заверенные у нотариуса или в местных муниципальных организациях. Сюда включены следующие бумаги:

  • межевой план участка;
  • документы, согласованные с владельцами участков, расположенных по соседству;
  • справки из бюро технической инвентаризации — БТИ;
  • акты о проведённой технической инвентаризации;
  • документы, которые подтверждают право на собственность.

Согласно требованиям государственного Закона о кадастре недвижимости, уполномоченная организация обязана произвести постановку объекта недвижимости на учёт в течение ближайших 20 дней. Постановка на кадастровый учёт одинакова для всех недвижимых объектов, независимо от их размеров, форм собственности или других факторов.

Если объект недвижимости без хозяина, т.е. собственник не установлен, отсутствует или вообще отказался от права на владение, объект должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт на основании заявления от местной власти, на чьей территории находится этот участок или строение.

По закону собственник данного недвижимого имущества должен быть установлен в течение одного года. Иначе, муниципальная власть имеет право через суд присвоить её, т. е. обратить в свою собственность.

Приостановка процедуры кадастрового учёта

Встречаются случаи, когда работники службы Росреестра временно приостанавливают обработку поданного заявления. Это происходит по следующим причинам:

  1. Выявление несоответствий предоставленных сведений об объекте, кадастровым данным, внесённым ранее.
  2. Нехватка необходимых документов в поданном пакете.
  3. Ошибки в заявлении для кадастрового учёта.
  4. При обустройстве образуемого участка создаются затруднения проезда или прохода к местам общественного пользования.
  5. Вновь образованный участок отличается по занимаемой площади от проектной документации более чем на 10%.
  6. Его граница пересекает территориальную зону, общественное образование муниципалитета или прочий населённый пункт.
  7. Граница участка нарушает границу соседнего земельного надела, данные о котором имеются в государственном реестре.
  8. Объект полностью или частично совпадает с нахождением другого помещения.

Специалисты кадастрового органа обязаны изучить перечисленные недочёты и выявить причины возникновения обнаруженных ошибок. Это могут быть технические сбои, а также некорректное выполнение своих обязанностей кадастровым инженером или органами учёта.

Эти исследования также относятся и к другим объектам, которые находятся рядом с данным участком. Например, может оказаться, что ошибки были допущены ранее при установке границ муниципальных образований.

В решении о том, что данный объект недвижимостиневозможно охватить кадастровым учётом, указывается причина и соответствующие ссылки на действующее законодательство. Там же излагаются рекомендации о возможности её устранения или о необходимости доработки документов.

Заявитель должен быть проинформирован о приостановке регистрации в течение пяти дней. Если он не согласен с таким решением государственного реестра, подаётся исковое заявление в суд.

Регистрация объектов недвижимости и цель проведения учёта

Многих владельцев недвижимости интересует, для чего нужен кадастровый учёт. В соответствии с рекомендациями Федерального Закона № 221 «О государственном кадастровом учёте недвижимости», вошедшего в действие . 2007, регистрация объектов недвижимости свидетельствует не только об их существовании. В главе 1 закона определяется также цель проводимого учёта.

Основания, которые позволяют учитывать конкретный объект:

  1. Действительное существование объекта.
  2. Создание.
  3. Возникновение.
  4. Формирование.
  5. Прекращение его существования.
  6. Внесение поправок в записи, если изменяются характеристики, свойства и признаки объекта.

С какой целью производится учёт?

  • чтобы придать индивидуальность каждому объекту перед его внедрением в жизнь (перед продажей, дарением, наследованием и пр.);
  • присвоить ему кадастровый номер;
  • подтвердить фактическое существование объекта или наоборот — прекращения его существования.

Государственный учет объектов недвижимости

Недвижимость – индивидуально-определенная вещь.

Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляются посредством кадастрового и технического учета (инвентаризации) (ст. 1 Закона о регистрации прав).

Постановлением Правительства РФ от N 202 “Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости” установлено, что данное агентство (сокращено – Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные услуги и функции в сфере:

– ведения кадастров недвижимости;

– землеустройства;

– инвентаризации объектов недвижимости;

– государственной кадастровой оценки земель (в т.ч. для исчисления земельного налога);

– оценки иных объектов недвижимости (в т.ч. для исчисления налога на имущество).

В настоящее время порядок описания объектов недвижимости включает две стадии:

1) техническая стадия заключается в подготовке описания (плана) объекта

коммерческой организацией – проведении землеустройства участка землеустроительной организацией с формированием межевого дела или техническая инвентаризация объекта аккредитованной организацией (ОТИ) с составлением технического паспорта;

2) стадия государственного учета заключается во внесении объекта в Государственный кадастр объектов недвижимости, который ведется на базе Государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности.

Учет объекта недвижимости должен сопровождаться присвоением ему кадастрового номера.

Кадастровый номер – уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав (по существу, для имущественного оборота). Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение, обусловленное разной природой объектов недвижимости.

1. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков

В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК земельный участок – это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Территориальные границы участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (п. 1 ст. 261 ГК). Согласно ст.

1 Закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации земельных участков, в результате чего каждый из них получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Земля – несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовывать объекты гражданских прав – участки. Первоначально земельный участок можно выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК).

В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков. Так, при покупке соседних участков в результате их слияния образуется один новый земельный участок.

При отчуждении части земельного участка в результате его разделения образуются два новых земельных участка.

Порядок установления границ участков определяется Законом о землеустройстве. Мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности именуются межеванием.

Границы участка как природного объекта условны, субъективны, поэтому без кадастрового учета нет объекта имущественных отношений. Земельный участок как объект гражданских прав такой, каким он учтен в Едином государственном реестре земель.

Момент возникновения или момент прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах – дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре).

Таким образом, юридическое значение кадастрового учета заключается в формировании объекта гражданских правоотношений – земельного участка.

Объектом имущественных, гражданских правоотношений являются конкретные земельные участки, а не “площади”, “земельные сотки” или “земли”. Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка, независимо от способа его формирования (предоставления, разделения, выделения, слияния и пр.).

В случаях изменения границ, предоставления и изъятия участков, определения границ ограниченных в использовании частей участков в обязательном порядке проводится землеустройство. Перед государственным кадастровым учетом необходимо межевание земельных участков (п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 19 Закона о земельном кадастре). Межевание включает (ст. 17 Закона о землеустройстве):

– определение границ объекта на местности и их согласование;

– закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ;

– изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Источник:

Фото 1

Понятие кадастра недвижимости

Введение федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» повлекло за собой замену первоначального понятия «земельного кадастра» на понятие «кадастра недвижимости».

Интересные статьи:

Межевой план

Кадастр за рубежом

Кадастровые инженеры

Сведения из Государственного кадастра недвижимости

Выписка из кадастра недвижимости

Недвижимостью, согласно законодательству, объявляются объекты незавершенного строительства, сооружения, здания, помещения, участки земли. Таким образом, государственный кадастр недвижимости – это систематизированные сведения, касаемые:

  • учтенного недвижимого имущества;
  • прохождения Государственной границы РФ;
  • границ между субъектами РФ;
  • границ между населенными пунктами, муниципальными образованиями;
  • о территориальных зонах и выделенных зонах с условиями использования территорий, попадаемых под настоящий Федеральный закон сведений №221.

Назначение кадастра недвижимости заключается в систематизации оборота сделок и правовых норм, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

“Специализированное землеустроительное бюро” выполняет все виды кадастровых работ. Как связаться с нами можно узнать в разделе Контакты

Кадастровая деятельность

Это деятельность, уполномоченного лица – кадастрового инженера – по отношению к недвижимому имуществу, заключаемому в сборе сведений, необходимых для подготовки документации для кадастрового учета.

Кадастровая деятельность строится на основе прав, обеспеченных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, а также федеральными законами (ФЗ за номером 221 от 24. ) и нормативными правовыми актами РФ.

Кадастровый учет

Ведение государственного кадастра и кадастровый учет находятся в сфере деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, технологическими принципами учета которой являются:

  • единая технология ведения учета на территории РФ. Ведение кадастрового учета на всей территории РФ производится исключительно на двух видах носителей: бумажных и электронных, причем приоритетное право при возникновении расхождений, минимизирующим неточности и погрешности в системе учета, обладают сведения на бумажных носителях.
  • общедоступность сведений кадастра. (Как получить выписку из кадастра недвижимости можно узнать из статьи: Выписка из кадастра недвижимости )Общедоступные сведения могут использоваться лицами по своему усмотрению. При этом необходимо соблюдение ограничений, установленных федеральным законом в отношении распространения подобной информации. Ограничения касаются персональных данных относительно собственника недвижимости и осуществлявшего кадастровые работы инженера, и попадают под действие федерального закона «О персональных данных» №152 от г. Согласно этому закону на любую информацию, касающуюся физического лица, (персональные данные собственника и кадастрового инженера, включающие, помимо фамилии, имени и отчества, год и место рождения, адресные данные, информация о семейном, социальном, имущественном положении, сведения об образовании, доходах, профессии и прочем) вводятся ограничения в ее распространении;
  • непрерывность актуализации кадастровых сведений.

Для внесения в кадастровый учет сведений, необходимы документы:

  • заявление о постановке на учет объектов недвижимости (с изменениями в объектах недвижимости, и в учете их частей);
  • о снятии с учета любого объекта недвижимости ( в том числе неоконченного строительства, здания, сооружения, помещения);
  • об учете адреса обладающего правами на объект недвижимости;
  • документ, свидетельствующий об уплате госпошлины или документ, на основании которого правообладатель освобождается от уплаты таковой;
  • межевой план (при постановке на учет или изменившихся характеристиках земельного участка);
  • копия документа о разрешении земельного спора о согласовании границ участка;
  • технический план здания, объекта незавершенного строительства, сооружения;
  • акт, выданный при снятии с учета объекта недвижимости;
  • при обращении представителя заявителя – подтверждающие его полномочия документы;
  • копии документа, свидетельствующие о праве заявителя на недвижимость;
  • копии документа о разрешении пользованием земельного участка;
  • при изменении назначения сооружения или здания, подтверждающие это документы.

Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению. Согласно принятым поправкам в Федеральном законе, изыматься или уничтожаться документы из государственного кадастра недвижимости могут лишь в исключительных случаях. При этом к документам, находящимся в федеральной собственности, относятся:

  • документация государственного земельного кадастра;
  • технические паспорта и документация по техническому учету;
  • оценочная информация по технической инвентаризации;

Вся вышеперечисленная документация хранится, используется и передается в государственные архивы согласно правилам по срокам и порядкам, установленным Правительством РФ.

Временные сведения, вносятся в государственный кадастр лишь в тех случаях, что предусмотрены Федеральным законом.

По истечению времени эти сведения либо исключаются из состава кадастрового реестра сведений, либо становятся кадастровыми.

Приостановление и отказ в осуществлении кадастрового учета

Приостановление кадастрового учета возможно в случае:

  • неполной документация для внесения в государственный кадастр;
  • противоречие сведений об объекте недвижимости, предоставленных заявителем и имеющимися кадастровыми сведениями об этом объекте;
  •  пересечения границ заявленного земельного участка с границами другого участка, который уже зарегистрирован в кадастре;
  • местоположение заявленного объекта совпадает ( частично или в полной мере) с местоположением объекта недвижимости, уже зарегистрированного в кадастре.

Отказ в кадастровой регистрации возможен, если:

  • заявленное имущество не является объектом недвижимости;
  • Преобразование заявленного объекта недвижимости противоречит установленным федеральным законом требованиям;
  • Сведения об объекте недвижимости имеют временный характер;
  • Имеет место заявление о кадастровом учете от ненадлежащего лица;
  • Основные документы (межевой план, технический план, акты обследований) заверены лицами, не имеющими на то полномочий;
  • Не соблюдаются требования к предельным размерам участков земли;
  • Образуемый или измененный участок в результате преобразований не будет иметь доступа от участков общего пользования;
  • Любая из границ земельного участка совпадает с границей населенного пункта или муниципального образования;
  • Участки, образовавшие земельный участок, относятся к разным категориям

Источник:

Фото 2

Кадастровый учёт объекта капитального строительства

При постановке на учёт объекта капитального строительства, например многоэтажного дома, необходимо приложить к пакету документов дополнительно разрешение на ввод его в эксплуатацию. Каждое отдельное помещение (квартира) должно быть зарегистрировано индивидуально. А затем регистрируется всё здание с включением прилегающего общего имущества.

Что подлежит учёту для планирования государственных доходов

Любое государство существует благодаря поступлениям в виде налогов с доходов работающих предприятий, а также от других налоговых отчислений. Чтобы правильно планировать хозяйственную деятельность, необходимо вести точный учёт государственной собственности. К государственному имуществу относятся следующие ресурсы:

  1. Средства производства.
  2. Капитальные фонды.
  3. Здания, строения.
  4. Земельные участки.

Как ставится объект на кадастровый учёт

Частный дом, общественное здание или др., которые построены, но не прошли официальную регистрацию и не сформированы в виде объектов недвижимости, не допускаются к государственному учёту. Говоря проще, после оформления установленных документов, объекты недвижимости обязательно нужно зарегистрировать в кадастровой палате. Если документы не оформлены, то дома к регистрации не готовы.

К примеру, сложные объекты — это земельные участки со строящимися жилыми строениями. В данном случае сам участок является учтённым объектом, который учтён в государственном реестре, потому что он обладает всеми признаками недвижимости: у него есть границы, его цели и назначение описаны, а, вновь возводимое, здание — ещё нет. Его ещё не сдали в эксплуатацию, поэтому товаром оно не признано.

Оно не обладает признаками, стоимостью, завершённостью и многими другими необходимыми характеристиками. К регистрации оно не готово. Как только оно поступает в оборот, становится товаром, назначается его стоимость, его нужно обязательно зарегистрировать.

Конструкции технического назначения, которые входят в общедомовое хозяйство и находятся в отдельном ограниченном помещении, объектами недвижимости не являются. К ним относятся: лестничные площадки, помещения подъездов, лестничные пролёты и марши, лифтовые кабинки и пр.

Объекты государственного кадастрового учета

В соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимости» объектами учета являются:

  1. Земельные участки.
  2. Здания.
  3. Помещения.
  4. Сооружения.
  5. Объекты незавершенного строительства.
  6. Машино-места.
  7. Единые недвижимые комплексы.
  8. Предприятие как имущественный комплекс.

Сделки купли-продажи, мены, дарения, передачи в аренду возможны только с объектами, поставленными на государственный кадастровый учет.

Для совершения вышеуказанных операций необходима выписка об объекте недвижимости, которая выглядит следующим образом.

 

Особенности формирования объектов недвижимости

Объекты, которые необходимо вносить в государственный реестр в соответствии с требованиями Федерального Закона:

  1. Земельные наделы, участки, территории.
  2. Частные дома.
  3. Сооружения, здания.
  4. Жилые помещения.
  5. Участки земли со строениями.

Термин формирование — это документальное описание, оформление недвижимого объекта. В процессе формирования определяются и описываются следующие черты объекта:

  1. Существенные признаки, свойства и характеристики.
  2. Особенности каждой составной части.
  3. Границы.
  4. Размеры.
  5. Очертания формы.

При формировании все полученные данные фиксируются в соответствующем документе — кадастровом паспорте. Далее объект записывается в государственный реестр и ему присваивается порядковый номер. Формирование относится к обязательному условию, при котором объект недвижимости становится на кадастровый учёт.

По общим требованиям Закона о кадастровом учёте, где описывается принцип формирования недвижимости, между уполномоченным представителем государственного органа и настоящим владельцем недвижимости заключается договор. Договором предусматривается выполнение следующих пунктов:

  • подготовка документации;
  • подача заявления;
  • составление текста договора;
  • выявление, определение, согласование границ, размеров, составных частей участка;
  • описание уникальных свойств, характеристик, признаков конкретного участка, земельного надела, или иного объекта недвижимости;
  • заключительная часть;
  • составление акта формирования.

Формирование обязательно проводится при наступлении следующих обстоятельств:

  1. Если объект возник впервые.
  2. Объекты разделились.
  3. Произошло слияние нескольких объектов недвижимости.
  4. Незавершённое строительство, поступившее в оборот.
  5. Сдача в эксплуатацию.
  6. Изменение свойств и характеристик.
  7. Прекращение существования (снос).
Фото 3

Понятие, предмет и объект кадастрового учета объектов недвижимости

Предыдущая12345678910Следующая

Федеральный закон от № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» стал основным источником нормативно-правового регулирования кадастровых отношений.

Данный Федеральный закон содержит основные термины и понятия кадастровой деятельности, устанавливает положения и принципы ведения государственного кадастра недвижимости и регулирует кадастровые отношения.

Кадастровые отношения – отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законодательством сведений о недвижимом имуществе.

Объектами кадастрового учета являются:

а) земельные участки;

б) здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства;

в) границы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов;

г) территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий.

Кадастровый учет позволяет определить индивидуальные характеристики каждого конкретного объекта недвижимости, осуществить его качественную и экономическую оценку. Кадастровый учет сопровождается присвоением кадастрового номера.

Кадастровой деятельностьюявляется выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим законодательством, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Ведение государственного кадастра недвижимости должно отвечать ряду установленных законом принципов.

· Должны соблюдаться принципы единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем кадастровых сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Данный принцип означает, что вне зависимости от того, в каком субъекте РФ ведется государственный кадастр, методы его ведения, внесения в него сведений, их хранения, а также порядок предоставления информации одинаковы в пределах страны. Государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется, поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений

· Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

· Если иное не установлено законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Так как государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном имуществе, то документы, содержащиеся в нем, представляют значительную ценность по причине того, что именно на их основании в свое время были произведены действия по включению того или иного объекта в кадастр. Именно поэтому законодательно установлена обязанность по постоянному их хранению, а также наложен запрет на уничтожение и изъятие из них каких-либо частей.
Орган кадастрового учета осуществляет их временное хранение, а затем передает их на постоянное хранение в государственные архивы.

· Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях (вступает в силу с 1 января 2011 года)

Информационная система – это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, для ведения реестров объектов недвижимости кадастровых округов используется автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости. (АИС ГКН)

Должна действовать единая федеральная информационная система, в которую входят:

Государственный кадастр недвижимости;

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

· Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено законом.

Настоящий пункт в некотором смысле дублирует положения п. 1 комментируемой статьи, в которой закреплен принцип общедоступности кадастровых сведений. Большое значение настоящего пункта состоит в том, что в нем установлен порядок ограничений этой доступности. Он может быть установлен только федеральным законом.

· Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и подлежащими уточнению.

· В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено законом.

· Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

· В случаях, установленных законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.

Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

· Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Источник:

Вопросы и ответы

Уважаемые юристы проясните следующий момент. Сейчас оформляем участок с\х земли в Крыму.

Получение кадастрового номера на с\х участок и постановка на кадастровый учет это одно и то же?

Другими словами если будет присвоен кадастровый номер участку это означает, что участок поставлен на кадастровый учет?

Эксперт:

согласно ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ  государственном земельном кадастре проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Эксперт:
Женя! Нет, присвоение земельному участку кадастрового номера не означает постановку на кадастровый учет.
При межевании уточняются и определяются границы участка, его площадь, затем с данными сведениями осуществляется постановка на кадастровый учет.
Эксперт:

Женя.

Да, вы правы.

Обоснование: 

Кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр недвижимости ЕГРН:
1) при государственном кадастровом учете в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
2) при включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке.

Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877
«Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ»

Эксперт:

Женя.

В соответствии с ст. 5 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости

 
1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Мне на праве собственности принадлежит земельный участок (земли сельхозназначения, ВРИ - КФХ). На нем я построил склад для временного (сезонного) хранения продуктов сельскохозяйственного производства. Я подал документы на регистрацию в Росреестр этого вновь созданного объекта как вспомогательного.

При этом на земельном участке нет основного строения.

Получил Уведомление о приостановлении гос. регистрации в связи с тем , что отсутствует разрешение на строительство, а также в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о том, что рассматриваемое строение является объектом вспомогательного использования.

Кадастровым инженером в подготовленном на указанное строение техническом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» указано следующее: «В ходе выполнения кадастровых работ было выявлено, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1104002:159, граница которого установлена в соответствии с законодательством РФ. С учетом основных видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным планом указанного земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию созданного объекта в рассматриваемом случае не требуется.

Вопросы:

1. Достаточно ли заключения кадастрового инженера, чтобы не представлять разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию?

2. Если нет, то какие еще специализированные организации могут дать соответствующее заключение?

3. Обязательно ли наличие на земельном участке основного объекта по отношению к вспомогательному? Или же можно дать пояснения о том, что основное будет построено позже (и какими документами это подтвердить)?

4. Должен ли основной объект обязательно принадлежать правообладателю вспомогательного объекта или собственником основного объекта может выступать иное лицо?

5. Может есть какой-то другой выход из этой ситуации (для меня главное получить право собственности на объект, чтобы Земельный надзор не мучал, а какое у него будет по документу назначение - не важно)?

Эксперт:

3. Обязательно ли наличие на земельном участке основного объекта по отношению к вспомогательному? Или же можно дать пояснения о том, что основное будет построено позже (и какими документами это подтвердить)?

Максим

Конечно, в этом суть «вспомогательности» здания. Причем основное здание и вспомогательное должны быть в границах одного земельного участка.

Эксперт:

Максим!

В соответствии с действующим законодательством:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 «О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости» 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий «объект недвижимости» и «объект капитального строительства», а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.

По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.

Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.


Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

При этом следует отметить, что положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.

Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающего в силу 1 января 2017 г.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.

В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.

Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274988/#ixzz57HEzY1GO

Таким образом, если у Вас по факту отсутствует основной объект, принадлежащий Вам на праве собственности, в государственной регистрации вспомогательного объекта Вам будет отказано. 

Вместе с тем, Вы имеете право отозвать документы из Росреестра по заявлению. Привести документы(технический план) на объект в соответствие, после чего обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект, при условии, если имеется разрешение на строительство объекта и акт его ввода в эксплуатацию.


Источники

Использованные источники информации.

  • http://mirkadastra.ru/kadastrovyj-uchet/gosudarstvennyj-kadastrovyj-uchyot.html
  • http://urist-consl.ru/kadastrovyj-uchet-obektov-nedvizhimosti-opredelenie-ponyatiya.html
  • https://rosreesstr.ru/obekty-kadastrovogo-ucheta
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий