Что такое закрытый конкурс? Краткая юридическая характеристика процедуры, этапы проведения, основные особенности и отличия. Полезные статьи и советы Участие в закрытом конкурсе по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Что такое закрытый конкурс?

Точное определение процедуры дано в статье 85 закона 44-ФЗ. Законодатель относит механизм к конкурентным методам определения поставщика, но устанавливает ряд дополнительных требований. Заказчик обязан направить информацию о тендере ограниченному числу лиц. Перечень адресатов формируют по результатам комплексной оценки рынка.

В список входят кандидаты, отвечающие всем критериям, утвержденным в конкурсной документации. Победителем признают участника, предложившего наиболее выгодные условия сотрудничества.

Закрытый конкурс по 44-ФЗ

Такой тендер используют, когда:

  1. Закупаемая продукция для нужд, относящихся к гостайне.
  2. Информация о продукции, указанная в документации или проекте контракта, является гостайной.
  3. Заключают сделку на охрану, страхование и перевозку драгоценных камней и металлов РФ, музейных ценностей, передаваемых во временное пользование (например, выставки).
  4. Приобретают услуги на обслуживание судей и судебных приставов (уборка, услуга водителя).

Подобные закупки проводят только после согласования с ФАС. Участвовать могут только поставщики, которым заказчики направили специальные приглашения.

Один из важных вопросов — где взять ИКЗ для закрытого конкурса. Он указан именно в этих приглашениях (ч. 1 ст. 23 44-ФЗ).

Общей особенностью для всех закрытых конкурсных процедур является то, что протоколы, а также информация, которая получена в ходе определения поставщика, не размещаются в ЕИС.

Рассмотрение заявок на участие в закрытом конкурсе и определение победителя

Далее необходимо опять обратиться в ФАС, не позднее, чем за 20 суток до момента вскрытия конвертов. Заказчик направляет уведомление, в которое включается перечень потенциальных поставщиков и копии приглашений.

Вскрытие заявок проводится в заранее согласованное время, в один день. Процедура протоколируется (а протокол отсылается в ФАС не позднее следующего за вскрытием конвертов дня), любая съемка или аудиозапись ее запрещена законом, в ЕИС или иной открытый доступ никакая информация о процессе попасть не должна.

У комиссии есть 20 календарных дней для оценки поступивших предложений. В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Заявке с лучшими условиями исполнения контракта присваивается номер «1», если условия одинаковые, то заявки комиссия нумерует в порядке поступления. Если все поступившие заявки отклонены заказчиком по причине несоответствия требованиям, закрытый конкурс признается несостоявшимся.

Закрытый двухэтапный конкурс Этапы двухэтапного конкурса

 

Закрытый двухэтапный конкурс – это конкурентный способ закупки имеющий этапы проведения. Закрытый двухэтапный конкурс это тот же открытый двухэтапного конкурса. Разница лишь в том, что он организовывается с участием лишь тех претендентов, которые были приглашены заказчиком, т.е. есть ограничение привлеченных участников. Он проводится в два этапа, причем претенденты могут принимать участие не во всех этапах двухэтапного конкурса. После прохождения первого этапа они вправе не продолжать участие и могут не подавать предложения на следующий этап. Сведения о предмете закупке, сроках его проведения и прочее предается ограниченному кругу претендентов, обратившихся за получением копий документации по закупки. Сроки ее предоставления соответствуют срокам, которые установлены для проведения закрытого конкурса.

 Выбирая данный способ закупки, заказчик должен руководствоваться статьей 57 закона 44-ФЗ и соблюдать единовременно выполнение двух требований, а именно: первое-цель закупки заключить контракт на осуществление научных экспериментов и исследований, проектных работ, к которым относиться, архитектурно-строительное проектирование, либо обеспечение инновационной и высокотехнологичной продукцией, либо в целях создания объекта интеллектуальной деятельности (например, произведения искусства) или требуется заключение договора, на энергосберегающие технологии, позволяющие экономить эксплуатационные расходы, повышая тем самым энергоэффективности и вводя технологий, обеспечивающие энергосбережение.второе-по предмету закупки требуется проведение обсуждений его характеристик с потенциальными участниками при проведении этого закрытого конкурса.  В первом этапе закрытого двухэтапного конкурса подаются заявки на участие без ценового предложения. Обеспечение заявки на участие на данном этапе не требуется. После рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе, второй этап это предоставление заявки уже с ценовым предложением. По результатам рассмотрения предложений полученных во втором этапе двухэтапного конкурса будет определен победитель, который предложил оптимальные условия. На первом этапе закрытого двухэтапного конкурса члены конкурсной комиссии обсуждают предложения, поданные в заявках на участие каждого из претендентов, предоставляя одинаковые возможности в таких обсуждениях всем. Переходя ко второму этапу закрытого двухэтапного конкурса члены комиссии заказчика, предлагают претендентам объявить окончательное предложение, в котором будут содержаться результаты уточнения после обсуждений на первом этапе и будет указана цена с учетом всех затрат. На этом этапе проведения закрытого конкурса заказчик может запросить обеспечение заявок у участников, перешедших на данный этап. После прохождения всех этапов двухэтапного конкурса и рассмотрения заявок, оформляется и подписывается членами комиссии протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре.    

Публикация извещения в ЕИС

Фото 2

Теперь заказчик должен разместить информацию о проведении закупки в ЕИС. Между датами публикации и вскрытия конвертов должно пройти как минимум в 20 дней.

Публиковать можно только информацию о самом факте проведения закупки, а также способе, которым потенциальные участники получат доступ к документации. Если опубликовать излишнюю информацию, заказчик будет признан нарушителем закона, а закупка отменена.

Согласование с ФАС

Проведение закрытого конкурса должно быть согласовано с ФАС. Для согласования в службу направляются собранные документы. Рассмотрение заявки должно занимать не более 10 дней. В итоге ФАС вынесет решение: согласовать проведение процедуры или нет. Отрицательный результат будет получен уже через 5 дней.

По каким причинам могут отказать? Они могут быть как формальными, то есть неправильное оформление документов, так и существенными. Например, антимонопольный орган может решить, что заказчик пригласил к участию в процедуре слишком мало поставщиков без веских на то оснований. А это нарушение антимонопольного законодательства.

Решение о согласовании проведения закрытого конкурса будет действовать в течение 3-х месяцев.

Закрытый конкурс

 

Закрытый конкурс это торговая процедура, по определению схожа с открытым конкурсом. Но в отличие от него, сведения о закрытой процедуре закупки направляются только тем потенциальным претендентам на участие, которых выбирает заказчик исходя из того, что эти претенденты подходят под те требования, которые предусмотрены законом о контрактной системе и самой закупочной документацией. Эти требование будут рассмотрены ниже. Претенденты на участие имеют возможность выполнить все условия контракта, являющиеся предметом закупки. Данную возможность участники подтверждают документально. Заказчик определяет победителя того участника, чье предложение наиболее лучшее по своим условиям. Есть существенные отличия закона о размещении заказов (94-ФЗ) и в законе о контрактной системе (44-ФЗ) в определении порядка информационного представления закрытого конкурса. Проводя все виды закрытого конкурса, которые содержат сведения о государственной тайне, заказчик размещает извещение о проведении такой закрытой торговой процедуры в единой информационной системе за тридцать дней и более, до даты распечатывания членами конкурсной комиссии конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе.  Но не стоит забывать, что извещение о закрытых торгах не предусмотрено размещение в ЕИС организатором закупки в следующих случаях;во-первых, закупка клиринговых услуг или услуг водителей, и заказчики относятся к судебной системе или к судебным приставам;во-вторых, планируется заключить контракт, предметом которого будут страхование, охрана или транспортировка драгоценных камней или металлов для Государственного фонда Российской Федерации; в-третьих, условия в закупочной документации и ее предмет закупки включает в себя услуги страхования, охраны и транспортировки музейных предметов, редкие и ценные издания, архивные рукописи или документы, которые относят к историческим ценностям, эти предметы имеют художественное или культурное значение. Также если эти такие ценности принимаются от физических или юридических лиц заказчиками для проведения выставок на территории Российской Федерации и (или) иностранных государств;в-четвертых, если в закупочной документации есть сведения о государственных сведениях, которые можно классифицировать общим понятием как государственная тайна. Таким образом, заказчик может разместить в единой информационной системе само извещение о закупке в форме закрытого конкурса. А вот закупочную документацию направляет потенциальным претендентам на участие после их обращения с ознакомлением и после предоставления подтверждения на соответствие законодательным требованиям о защите государственной тайны. Эти требования регламентируются законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне». Положения этого закона предписывают оформление специального допуска для организаций, должностных лиц и граждан РФ, этот допуск дает право доступа к сведениям соответствующей степени секретности. Под допуском к сведениям, относящимся к государственной тайне для предприятий, учреждений и организаций, проводящими работы с применением средств защиты и шифрования информации, либо оказывающим услуги по защите секретных сведений понимается наличие правильно оформленной лицензии. Эта лицензия на работы с секретными государственными сведениями или лицензии на шифрование, выдаваемая сроком на пять лет. Без этой лицензии ни один претендент на участие в закрытой торговой процедуре не может проводить работы на военные и специальные объекты, например воинские части, или же это предприятия, работа на которых подразумевает дополнительные меры безопасности. Так же участник не будет допущен без лицензии к поставке в атомную отрасль (случаи, связанные с безопасностью объектов) и если предмет контракта содержит доступ к информации, запрещенной к распространению третьим лицам. Законом однозначно прописаны случаи, когда требуется данная лицензия, требование ее в иных случаях от участников закупки незаконно. Организации проходят специальную экспертизу, а их руководители, ответственные за защиту секретных сведений проходят аттестацию. Организациями также оплачиваются расходы при получении лицензии. Намерение участвовать в закрытых конкурсах, к сожалению, не может быть основанием для оформления данной лицензии. Ее получение регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 333. Участникам, подтвердившим соответствие запрашиваемым требованиям и наличие лицензий, которые отправляли обращение на ознакомление с конкурсной документацией, организатор торговой процедуры направляет в течение трех дней, с момента получения указанного запроса конкурсную документацию. Она передается только в письменной форме. При этом заказчик вправе установить плату за предоставление тендерной документации. Ее размер не может превышать расходы, которые несет организатор при изготовлении копий документов содержащих сведения о закупке. Если такое условие имеется, то сведения о ней содержатся в предложении принять участие в закрытом конкурсе. Внеся необходимую плату, участник получает все запрашиваемые сведения о закупке.Либо заказчик сам направляет предложения к участию в закупке потенциальным участникам, которые соответствуют требованиям, для того, чтобы они приняли участие в закрытом конкурсе. Такие предложения к участию в торговой процедуре тоже должны быть в письменной форме и содержат сведения, перечисленные в статьях 42, 49 44-ФЗ. Участники, готовые осуществить выполнение условий конкурса, являющихся его предметом закупки, должны получить обращения с предложением участвовать в торговой процедуре не менее чем за двадцать дней до момента распечатывания конвертов с заявками. Федеральная антимонопольная служба в этот же срок должна получить список потенциальных участников, которым были направлены приглашения для участия в закрытых торгах. Заказчик может ускорить проведение процедуры, перенеся даты вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками, но при этом с этим должны согласиться все участники процедуры, ответы участников направляются организатору и оформляются в письменном виде. После рассмотрения заявок в закрытом конкурсе, комиссией оформляется и подписывается протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течении одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в закрытой торговой процедуре.   

Правила, которые должен соблюдать заказчик при закрытых торгах

Фото 3

 

Итак, эти правила одинаковы для всех государственных заказчиков:а) запрещается в форме электронных документов доносить до потенциальных поставщиков закупочную документацию, изменения и разъяснения к ней, потенциальным поставщикам запрещается подавать запросы на разъяснения положений закупочной документации в электронном виде, такие запросы направляются только в посменной форме; б) давая разъяснения, заказчик предоставляет в письменной форме их всем потенциальным поставщикам, которые получили предложения предлагающие участие в закрытых торгах и были ознакомлены с документацией по закупке. В разъяснении указывается сам вопрос, но участник, направивший запрос должен остаться неизвестным; в) сведения о закупке, о ходе ее проведения, в том числе и итоговые протоколы не могут быть опубликованы в единой информационной системе либо в информационной сети для общего доступа; г) при проведении закрытых торгов запрещается проводить аудио- и видеозаписи. Если при проведении закупки закрытым способом и подведении ее итогов такие закупки признаны заказчиком несостоявшимися, то заказчик имеет право на свой выбор:первое-заново провести торги для того, чтобы определить заново поставщика, с внесение соответствующих изменений в тендерную документацию; второе-может согласовать осуществление такой закупки с единственным поставщиком с федеральным органом исполнительной власти. Минэкономразвития Российской Федерации учреждает нормативным документом последовательность такого согласования.

 

Фото 3

Сроки открытого конкурса

Открытый конкурс, проводящийся по Закону №44-ФЗ является основной формой проведения закупки. То есть, если у заказчика нет оснований (перечень которых приводится ниже) для иной формы проведения закупки, он обязан осуществить закупку посредством конкурса открытого формата.

Оценка и рассмотрение заявки на конкурс по 44-ФЗ производятся не более, чем за 20 дней (на 10 дней быстрее, чем по старому Закону №94-ФЗ ввиду объединения вышеозначенных двух этапов в одну процедуру).

Читайте также:

Секреты подготовки идеальной заявки на участие в открытом конкурсе

Особенности проведения закрытого конкурса

Особенности двухэтапного конкурса

Можно ли проводить двухэтапный конкурс закрытым способом? Да, такая возможность предоставлена п. 14 ст. 85 ФЗ №44. При этом, главной особенностью является объединений норм об открытом двухэтапном конкурсе (ст. 57) и закрытого характера процедуры. В результате получается, что основания остаются неизменными, они перечислены выше. Но допускается предварительное обсуждение с участниками объекта закупки, после чего на втором этапе они готовят полноценные предложения.

Закрытый конкурс - это

1. Закрытый конкурс - это Закрытым конкурсом считается такая процедура, которая очень похожа на открытый конкурс, но отличие составляет такой факт, как то, что сведения о проведение такого вида закупки не публикуются на сайте ЕИС, а данные о закупке напрямую отправляются потенциальным конкурсантам из числа отобранных Заказчиком.

Каждый из конкурсантов, который получил извещение о проведение процедуры имеет шанс на победу в борьбе за контракт. Чтобы принять участие в процедуре - требуется подтвердить свои намерения документацией, после чего происходит выбор претендента, чье предложение оказалось наиболее привлекательным среди всех поданных.
Ниже мы рассмотрим случаи в которых проводится закрытый конкурс и пошаговую инструкцию к 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Нужна помощь при участие в закрытом конкурсе?

Работая с нами вы получаете помощь специалистов по всем вопроса!

Обратиться к специалистам

Как проводится

В целом этапы схожи с открытыми закупками, но имеют ряд особенностей:

  1. Разработка и утверждение тендерной документации. Предоставляется участникам по запросу, в письменной форме и после оплаты (если предусмотрено). Стоимость за это не должна превышать цены за изготовление копии документации.
  2. Публикация извещения в ЕИС. Используется, только если в документации или в проекте контракта содержатся сведения, которые относятся к гостайне. В остальных случаях публикация извещения не требуется.
  3. Направление приглашений принять участие лицам, которые соответствуют требованиям и имеют доступ к гостайне.
  4. Ознакомление с документацией. Заказчик предоставляет в антимонопольную службу список участников, которым отправлена документация, а также копии всех приглашений.
  5. Подача заявок. Составляет как минимум 30 дней после публикации извещения и не менее 20 дней после направления приглашений (если извещение не требуется).
  6. Вскрытие конвертов. При согласии всех участников этот этап могут провести раньше срока.
  7. Анализ и оценка заявок. Допущенным присваиваются баллы на основе критериев оценки. Победил тот, кто предложил лучший условия.
  8. Заключение контракта. Не раньше 10 и не позже 20 дней после публикации протокола оценки заявок.

Основания проведения процедуры

Модель закрытого конкурса нашла применение в обеспечении нужд государственной безопасности и обороны. Однако способ используется и в иных случаях. Так, процедура предусмотрена при заключении контрактов:

  • на удовлетворение потребностей органов и служб, составляющих государственную тайну;
  • на оказание услуг по транспортировке, обеспечению сохранности или страхованию музейных экспонатов, уникальных коллекций;
  • на обслуживание ценностей Госфонда РФ;
  • на обеспечение технических нужд органов правосудия или судебных приставов.

Извещение о проведении конкурса в ЕИС не публикуют. Такое правило установлено пунктом 4 статьи 85 закона 44-ФЗ. Заказчик обязан рассылать письменные приглашения и фиксировать отправку в специальных журналах.

Подготовка документов

Элементами документации любого конкурса является: описание объекта закупки, техзадание, обоснование НМЦК, критерии оценки, условия заключения контракта и другие документы. Закрытый конкурс дополнительно предполагает следующие элементы: список потенциальных участников процедуры, формы их приглашения к участию, условия их допуска к документации, а также обоснование выбора способа закупки. Что касается последнего, то для этого обычно бывает достаточно указать, что закупаемый объект включен в установленный законодательством «закрытый» перечень.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок .

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС


Определение поставщика

Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.

В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.

Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.

Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям — ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления — более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.

Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.

Когда проводится закрытый конкурс?

Закон 44-ФЗ устанавливает несколько оснований для проведения закрытого конкурса:

  • закупка товаров работ или услуг для обеспечения нужд, которые содержат сведения о государственной тайне;
  • закупка товаров, работ или услуг, документация которых содержит сведения, составляющие гостайну;
  • закупка услуг по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки);
  • закупка услуг по уборке помещений и услуг водителей, которые производятся в обеспечение деятельности судей и судебных приставов.

Закрытый конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ

Особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием прописаны в 85 ст. 44-ФЗ. Закрытый конкурс с ограниченным участием – это конкурс, согласно которому информация о закупке передается заказчиком ограниченному перечню лиц, которые должны соответствовать требованиям 44-ФЗ.

Подрядчики, которым направляются сведения о закупке, должны быть способны поставить товары, выполнить работы или оказать услуги, которые являются предметом контракта (согласно п. 10 ст. 85 44-ФЗ).

Победителями такого конкурса считаются участники, которые предложили наилучшие условия исполнения контракта и прошедшие предквалификационный отбор.

Требования, которые устанавливаются для участников, зависят от предмета закупки. В частности, заказчик может прописать в техдокументации условия об определенной финансовой устойчивости исполнителя, наличии у него материально-технических ресурсов для выполнения контрактных условий, положительной деловой репутации у участников, должного уровня квалификации специалистов.

Закрытые способы закупок применяются поставщиками в следующих случаях:

  1. Если закупаются товары и услуги для федеральных нужд, которые составляют государственную тайну.
  2. При закупке товаров, услуг и работ, сведения о которых являются предметом гостайны, если они содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
  3. При заключении контрактов на оказание услуг по страхованию и транспортировке ценностей госфонда, музейных предметов и коллекций, редких изданий, архивных документов, рукописей, документов с исторической, художественной и иной ценностью.
  4. При закупке услуг по уборке помещений, водительских услуг в целях обеспечения деятельности судей и приставов (по ч. 2 ст. 84 44-ФЗ).

Также при выборе закрытых способов закупок заказчики могут ориентироваться на Постановление Правительства РФ от 2015 года №99:

  • предмет закупки предполагает проведение работ с объектами атомной энергетики;
  • он связан с услугами по хранению, транспортировке ядерных отходов;
  • закупка конструкций, которые планируется применять на атомных объектах;
  • к закупке предполагаются ремонтные работы военного оружия и техники ядерного назначения;
  • закупка предполагает капстроительство и ремонт с начальной ценой более 150 млн. р. или 50 млн. р. для муниципальных закупок;
  • закупка предполагает аудиторские услуги государственных инвестпроектов и их финансирования;
  • предметом закупки выступает организация оздоровительного детского отдыха;
  • закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, услуги общепита, организации соцобслуживания и пр.

Закрытый конкурс с ограниченным участием имеет некоторые особенности, в числе которых:

  1. Протокол по результатам проведения предквалификационного отбора составляется в двух экземплярах и направляется в федеральный орган исполнительной власти.
  2. Направление копий протокола по результатам проведения предквалификационного отбора (не позже следующего рабочего дня после подписания протокола).
  3. Подписание протокола по результатам оценки заявок на участие в закрытом конкурсе и их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  4. Направление копий протокола по результатам рассмотрения и оценки заявок.

Таким образом, ключевая особенность конкурса с ограниченным участием состоит в том, что участники первоначально должны пройти процедуру предквалифиционного отбора, и только потом они допускаются до основного конкурса.

Закрытые способы закупок и их применение

 

Закрытые способы закупки используются федеральными заказчиками, в случае если в документации есть сведения, содержащие государственную тайну, либо планируется заключить контракт, предметом которого будут страхование, охрана или транспортировка драгоценных камней или металлов для Государственного фонда Российской Федерации. Закрытые способы закупки также применяются если это закупка клининговых услуг или услуг водителей, и заказчики относятся к судебной системе или к судебным приставам, или контракт включает в себя услуги страхования, охраны и транспортировке музейных предметов, редкие и ценные издания, архивные рукописи или документы, которые относят к историческим ценностям, имеющими художественное или культурное значение. Также если эти такие ценности принимаются от физических или юридических лиц заказчиками для проведения выставок на территории Российской Федерации и (или) иностранных государств. Итак, данная статья контрактной системы, предполагает, что закрытыми могут быть только определенные виды закупок, а именно: а) закрытый конкурс; б) конкурс с ограниченным участием; в) двухэтапный конкурс; г) аукцион. Все эти способы закупок являются конкурентными, потому что в закупке могут участвовать несколько претендентов. Если же обратиться к ранее действовавшему федеральному закону N 94 от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» то увидим, что законом подразумевается лишь закрытый конкурс и закрытый аукцион. В целом, поскольку предложение к участию в закупке вместе с документацией не размещается в единой информационной системе в открытом доступе, то такой способ закупки можно квалифицировать как конкурс с ограниченным участием. Признаком закрытости такой закупки является участие потенциальных поставщиков, которые получили соответствующие приглашения от организатора процедуры, в отличие от открытых закупок, где участие могут принять все желающие поставщики. Заказчики, направляя обращения к участию потенциальным участникам, устанавливают определенные требования к претендентам на участие в процедуре, которым они должны соответствовать. Эти требования заявлены в статье 31 ее первой части закона о контрактной системе. Потенциальные участники закупки, принимая приглашение для участия в закрытых способах закупки, также должны иметь возможность выполнить все условия описанные в процедуре закупки. Предметом могут быть работы и услуги,  или осуществление поставки, на условиях проекта контракта.

 

Вопросы и ответы

Закрытый аукцион с учетом положений ст. 111 Закона № 44-ФЗ, сообщение ЗАВЕРШЕНО, но сроки подачи по 30.02.2018. Документы не приложены. Как понимать размещение данной информации? № в ЕИС 0851100001318000002.

Эксперт:
Документы не приложены.

Марина

Они и не должны быть приложены в силу статей 84, 85 44-ФЗ

Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса

1. Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

То есть направляют определенным заказчикам, не все заказчики имеют право на участие в такой закупке.

Как понимать размещение данной информации?

Марина

обязанность закона разместить

по 44-ФЗ Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению (извещение 0172200004718000227)

Согласно конкурсной документации и пункту 9 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Согласно пункта 4 статьи 56 «Особенности проведения конкурса с ограниченным участием» Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Однако Заказчик в качестве критерия оценки заявок (по которым начисляются баллы) выбрал "деловую репутацию" (т.к. опыт работы является дополнительным требованием и не может использоваться в качестве критерия оценки заявок), которую просит подтвердить наличием исполненных договоров сопостовимого характера предмету конкурса.

ВОПРОС № 1: получается деловая репутация и опыт работы подтверждается одними и теме же документами - правомерно ли это?

ВОПРОС № 2: что такое "деловая репутация" по 44-фз и как она может быть подтверждена?

Вопрос № 3: как можно доказать, что под критерием "деловая репутация" Заказчик все же берет опыт работы.

Эксперт:
ВОПРОС № 1: получается деловая репутация и опыт работы подтверждается одними и теме же документами — правомерно ли это?

Алексей Петренко

Алексей, добрый день! Исходя из положений ст. 31 опыт работы и деловая репутация являются разными критериями соотвественно «показатель деловой репутации» может использоваться в качестве нестоимостного критерия оценки участников, как разъяснило Минэкономразвития в письме

от 07.03.2017 N Д28и-831

Учитывая изложенное, если в отношении участников закупки были установлены дополнительные требования, то применение в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема неправомерно.
При этом в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» могут быть использованы совокупная стоимость таких контрактов (договоров) и (или) совокупное количество оказанных услуг (реализованных путевок, количества детей, отправленных на отдых), подтвержденных контрактами (договорами), заключенными участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, представленными в составе заявки.исходя из изложенного и положений 44-ФЗ в случае использования критерия квалификации при отборе участников, нельзя использовать данный показатель для оценки поданных заявок. Нарушение данного требования в том числе имеет место когда для оценки по критерию «деловая репутация» используются аналогичные документы что и для первоначального отбора участников по критерию опыта. Отличие опыта от деловой репутации как минимум состоит в том, что опыт установлен в качестве такового в привязке к конкретной сфере а деловая репутация включает деятельность участника в целом, без привязки к конкретной сфере.ВОПРОС № 2: что такое «деловая репутация» по 44-фз и как она может быть подтверждена?

Алексей Петренко

это более широкое понятие чем опыт поскольку в рамках 44-ФЗ опыт привязан к аналогичной с предметом закупки сфере. Соответственно деловая репутация может быть подтверждена иными документами не использованными для подтверждения опыта, например исполнением договоров участником в других областях не являющихся предметом закупки, т.е. так, чтобы доказательство деловой репутации не пересекалось с доказательством квалификации с учетом требований, установленных постановлением №99

Вопрос № 3: как можно доказать, что под критерием «деловая репутация» Заказчик все же берет опыт работы.

Алексей Петренко

совпадением показателей которые учитываются заказчиком при оценке деловой репутации и опыта работы исходя из положений постановления №99, т.е. чтобы со стороны заказчика не было нарушения 44-ФЗ для оценки деловой репутации не должны учитываться договоры участника, принятые для определения наличия опыта

Эксперт:

В п. 27  Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее — Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.

Т.е. как верно отметил мой уважаемый коллега Андрей Власов, по сути деловая репутация — составная часть квалификации участника и позволяет эту самую квалификацию оценить, наряду с остальными признаками.

При этом дополнительно отмечу, что тот же ФАС в письме от 8 октября 2015  № АЦ/54940/15 указывал, что требовать сертификат при отсутствии обязательного (установленного законом) членства в СРО недопустимо, а наличие такого сертификата вовсе не свидетельствует о более высокой квалификации участника закупки.

Плюс странным выглядит пункт «другие документы по усмотрению участника». Нет четкого понимания, что это за документы и как их собирается оценивать заказчик. (решение Тамбовского УФАС № РЗ-372/17, аналогичное действие признано нарушением)

ГОСТ 15-го года заменен ГОСТом 17 года. Согласно этому документу «опыт и деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности (деловая репутация): совокупность характеристик, которая определяет оценку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя с точки зрения их деловых качеств, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы и репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Стоит исходить из такого определения, я считаю.

В принципе, разные обстоятельства и факты могут подтверждаться одними и теми же документами, тут ничего такого нет и юридически это вполне реально. Я имею в виду, что (к примеру) один и тот же документ, подтверждающий квалификацию, на стадии предварительного отбора будет фактором, позволяющим заказчику признать участника прошедшим отбор и подошедшим под критерии, а при проведении самого конкурса — будет оцениваться уже значимость этого документа в рамках соответствующего критерия.

Эксперт:

Алексей.

Похоже, что заказчик что-то напутал в документации. В п. 4 раздела 12 документации указано, что применяется показатель «деловая репутация (Положительные отзывы Заказчиков)».

Предусмотрен 1 показатель:
«Деловая репутация участника закупки» (Положительные отзывы Заказчиков)
Значимость показателя – 100 %.
Коэффициент значимости показателя – 1,0

То есть чтобы получить баллы по этому показателю по идее нужно представлять такие отзывы и об этом сказано в п. 4.1 раздела 12 Документации о закупке.

Для подтверждения наличия у участника конкурса деловой репутации участник представляет в составе заявки копии контрактов (договоров) в области оказания услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления за период с 01.01.2016 по дату подачи заявок на участие в конкурсе и заполняет форму «Деловая репутация»
Сведения, содержащиеся в отзыве и форме «Деловая репутация»,  должны в обязательном порядке подтверждаться копиями следующих документов: копиями соответствующих надлежаще исполненных  контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления со всеми приложениями и изменениями и копиями всех оформленных документов подтверждающих надлежащее оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления. Под документами подтверждающими надлежащее оказание услуг понимаются  акты сдачи-приемки оказанных услуг  исполнения контракта (договора) и (или) иные документы, подтверждающие оказание услуг.        

При этом есть инструкция по ее заполнению.

Инструкция по заполнению формы «Деловая репутация участника закупки»: в графе 1 формы указываются дата и номер выдачи  отзыва, соответствующие представленной копии отзыва; в графе 2 формы указывается сроки оказания услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления (даты начала и окончания оказания услуг по контракту (договору), соответствующие копии контракта (договора) и представленным копиям документов оказанных услуг; в графе 2 формы указывается информация о заказчике: наименование, ИНН заказчика, заключившего контракт (договор); в графе 3 формы указывается номер и дата заключения  контракта (или договора) с заказчиком, соответствующие представленной копии контракта (договора); в графе 4 формы указывается предмет контракта (договора), соответствующий копии контракта (договора); в графе 5 формы указывается цена контракта (договора) в тыс. руб., соответствующий представленным копиям контракта (договора) и копиям документов оказанных услуг; в графе 6 формы указывается информация о неустойках (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту (договору): при отсутствии неустоек необходимо указать «неустойки отсутствуют»,  при наличии неустойки – указать размер неустойки, основание взыскания и дату взыскания неустойки. 

Однако такая форма (Деловая репутация) в документации отсутствует. Вместо этого есть Форма «ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА» (таблица 5).

При этом указано, что оценка показателя будет производиться по данным из этой формы.

Для каждого из показателей установлена его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, указанных участником в Таблице 5, Приложение № 3 к специальной части.

 Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показатель «успешный опыт исполнения контрактов» не может применяться для оценки заявок, так как такое дополнительное требование предъявлено к участникам закупки.

30. В случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Таким образом, для оценки по показателю «Деловая репутация» должны использоваться отзывы. Однако, с учетом противоречивых сведений в документации рекомендую направить заказчику запрос о разъяснении.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://good-tender.ru/poleznye-stati/382-chto-takoe-zakrytyj-konkurs-po-44-fz
  • https://goscontract.info/tender/kak-provesti-zakrytyy-konkurs
  • https://school.kontur.ru/publications/1475
  • http://tenderoviki.ru/tenderovedenie/zakrytye-sposoby-zakupok.html
  • http://zakupki-kontur.ru/news/zakrytyj-konkurs-osnovaniya-i-procedura/
  • https://www.pro-goszakaz.ru/article/102029-qqq-16-m9-12-09-2016-provedenie-konkursa-po-44-fz-otkrytyy-i-zakrytyy-konkurs
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/uchastie-v-zakrytom-konkurse-po-44-fz-i-223-fz/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/zakrytyj-konkurs.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий