Согласно ПДД РФ, тротуар является частью дороги, предназначенной для передвижения пешеходов. Однако у данного определения существуют свои особенности, которые следует знать. Тротуар это — обочина дороги, прогулочная дорожка или что-то ещё? Тротуар что это? Что является тротуаром по ПДД? Какие понятия входят в определение тротуар?

Какие предусмотрены штрафы за нарушения

Размер взыскания будет зависеть от того, движется ли автомобиль или он припаркован:

Если нарушитель уложится в 20 дней, он имеет право на своеобразную «скидку» в виде оплаты половины назначенной суммы. Этот срок рассчитывается со дня вынесения постановления, а не с момента обретения документом законной силы, как многие полагают.

Как и в случае с любым другим административным штрафом, неуплата его в течение 60 дней будет караться удвоенной суммой, обязательными работами либо арестом.

Самым неприятным последствием заезда на тротуар может оказаться эвакуация автомобиля на специализированную стоянку.

Не соблюдая закон, водитель рискует не обнаружить свой транспорт на том месте, где он его оставил. Помимо этого, ему придется оплатить еще и услуги эвакуатора и хранение самой машины.

Если человек обнаружил, что его автомобиль эвакуирован, ему следует:

  • позвонить в полицию и удостовериться в том, что это не угон, а действительно мера административного воздействия;
  • узнать фамилию инспектора, оформившего задержание, а также адрес стоянки, на которую транспортирована машина;

Если все документы остались внутри, сначала придется доехать до стоянки. Сотрудник оформит процедуру вскрытия актом и снимет опломбирование двери водителя, после чего можно будет забрать документы и ехать в ГИБДД.

Если же удостоверение водителя и свидетельство о регистрации на руках, нужно сразу обратиться в полицию.

Некоторые владельцы транспорта имеют привычку оставлять под стеклом записку с номером телефона, по которой с ними можно связаться в случае возникновения подобной ситуации.

Однако не стоит рассчитывать на то, что работники эвакуационной службы станут звонить хозяину и предупреждать его о том, что автомобиль увезли. Эти люди заинтересованы в том, чтобы водитель заплатил за перемещение и обеспечение сохранности средства передвижения.

Вывод из вышесказанного прост: желание доехать побыстрее, нарушив при этом закон, может обернуться в итоге затратами на уплату выписанного инспектором штрафа.

Нужно раз и навсегда уяснить, что обжаловать постановление – трудно и долго, намного проще избежать его вынесения, соблюдая при вождении действующие правила.

Езда по автобусной полосе в ПДД рассматривается в статье: автобусная полоса в ПДД.

Куда клеить знак «начинающий водитель» по ПДД, смотрите на странице.

Про объезд препятствия узнайте из этой информации.

Что разрешено и что запрещено для транспортных средств

Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.

Нельзя безответственно относиться к безопасности других, объезжая, например, «затор» или место аварии по тротуару.

Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.

Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.

Движение

ПДД не разрешено передвигаться на автомобиле по тротуарам, пешеходным и велопешеходным секторам дороги (п. 9.9). По полосе для велосипедов допускается только перемещение на мопеде.

При отсутствии иных вариантов, въезжать на указанные объекты могут:

  • техника коммунальных либо дорожно-эксплуатационных организаций;
  • машины, подвозящие товар к магазинам;
  • автомобили, доставившие грузы к предприятиям (объектам), находящимся у обочины или тротуара.

При заезде водитель обязан обеспечить полную безопасность своего маневра для людей. Это означает, что ему предварительно необходимо выйти из автомобиля и убедиться в отсутствии приближающихся пешеходов, а если они есть – нужно предупредить их о своем намерении.

Следует дождаться, когда люди отойдут на безопасное расстояние, и только после этого можно аккуратно начинать заезд.

Какие правила ПДД дествуют для мотоциклистов в 2019 году, говорится в статье: ПДД для мотоциклистов.

Что означает в ПДД термин «уступить дорогу», читайте здесь.

Стоянка или парковка

Совершать остановку или стоянку на тротуарах и дорожках для пешеходов также запрещено действующими нормами законодательства.

На краю тротуара, примыкающего к проезжей части, можно припарковать только:

  • легковой автомобиль;
  • мотоцикл;
  • мопед.

При этом такое место должно быть обозначено специальным символом (6.4) и соответствующей табличкой, на которой изображен способ размещения транспортных средств.

Погрузка и разгрузка

Личный автомобиль часто используется для перевозки крупной бытовой техники, мебели, строительных материалов. При этом нередко появляется проблема переноса тяжестей от крыльца магазина до багажника машины.

Если водитель все-таки решится заехать на тротуар, прилегающий к торговому объекту, он совершит правонарушение. Здесь в ПДД имеется пробел, поскольку ими регулируется только подвоз грузов.

По закону водитель-экспедитор имеет право совершить заезд на пешеходный сектор дороги, если ему нужно передать привезенный товар, заказанный руководством магазина.

Однако на практике инспекторы все равно составляют в таких случаях протоколы и выносят постановления о назначении штрафов.

Если человек обжалует такой документ в суде, уложившись в десятидневный срок и представив документальные доказательства того, что он действительно разгружал товар, у него есть шанс избежать наказания.

Езда на велосипеде, мотоцикле или мопеде

Дети, возраст которых менее 7 лет, могут перемещаться на велосипеде исключительно по тротуарам или секторам велопешеходных дорожек, предназначенным для ходьбы.

Лицам, возраст которых более 14 лет, разрешается езда по данным инженерным объектам, если:

  • дорога не оборудована специальным сектором для велосипедов, либо полотно на нем повреждено, что делает невозможным движение;
  • велосипедист осуществляет перевозку ребенка младше 7 лет или сопровождает второго велосипедиста, который не достиг 14 лет.

Здесь, как мы видим, ситуация противоположная: в целях безопасности детей им как раз запрещено передвигаться по основному полотну.

В случае выезда ребенка на проезжую часть к ответственности будут привлечены его родители либо законный представитель, подобные протоколы рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних.

Для мотоциклистов в данном случае действуют те же запреты, что и для лиц, управляющих автомобилями и прочим четырехколесным транспортом.

Стоянка здесь также возможна:

  • в специально отведенных местах;
  • на правой обочине, а если она отсутствует – на краю проезжего полотна.

Разница лишь в том, что если мотоциклы не имеют боковых прицепов («люлек»), то расположить их можно в два ряда, а не в один.

Водитель мопеда может осуществлять езду по велосипедной дорожке, даже если у него имеется возможность перемещаться непосредственно по проезжей части. Заезжать на тротуар категорически нельзя, равно как и на дорожку для пешеходов.

Общие понятия

Фото 2

В ПДД написано следующее: тротуар – это элемент проезжей части, который служит для движения пешеходов. Он может примыкать к автомобильной/велосипедной дороге, либо быть от неё отделенным (газоном или каким-либо архитектурным ограничением). Расположение никак не влияет на правила, касательно движения по тротуарам.

Глядя на столь размытое определение, можно сделать вывод, что тротуар – это место, где ходят пешеходы. Однако, он в корне неверный. Люди могут двигаться не только по тротуарам.

Согласно ПДД п.4.1, пешеходы могут передвигаться по тротуарам, специально отведенным для них дорожкам, велодорожкам. Если они отсутствуют, то им разрешается идти по обочине. Люди, которые переносят или перевозят (например, в тележке) какие-либо грузы, а также инвалиды в колясках, могут передвигаться по проезжей части. Однако это допустимо только в том случае, если они мешают движению пешеходов по обочине или тротуару. Если отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, люди могут передвигаться по велодорожкам, либо по краю проезжей части (если есть разделительная полоса, то справа от неё).


Отсюда вытекает вполне логичный вывод: не всё, где ходят пешеходы, является тротуаром. Так как же определить данный элемент дороги? Можно заглянуть в градостроительные нормы, в частности в СНиП . Там сказано, что максимальная ширина тротуара зависит от интенсивности движения пешеходов на конкретном участке дороги. Если она составляет 1500 человек в час, то ширина составит 1 метр. При увеличении, за каждые 1500 человек средних показателей прибавляется 0,75 метра. Однако есть ограничение 4,5 метра.

Каких-либо других ограничений нет. Дорожных знаков для обозначения данного элемента дороги тоже не введено. Поэтому зачастую возникают спорные ситуации, когда водитель из-за банального незнания особенностей местности, нарушил ПДД, проехав по тротуару.

Наказание за остановку на тротуаре

Различные территориальные субъекты Российской Федерации разрабатывают свои штрафы для наказания недобросовестных владельцев автомобилей, практикующих остановку на тротуарах. Хозяевам обычных легковых машин и мотоциклов в Москве и Санкт-Петербурге за стоянку на тротуарных переходах грозит штраф 3 000 рублей.

При встрече с сотрудником ГИБДД, автовладельцы других российских городов и посёлков облегчат свои кошельки на 1 000 рублей.

Штрафы, перечисленные выше, регламентируются частями 3 и 9 статьи КоАП. Не уплачивать их можно только путём соблюдения правил, установленных ПДД.

Тротуарная дорожка является дорожным элементом с интенсивным движением пешеходов.

Иногда она примыкает к другим объектам инфраструктуры или сливается с ними:

  • автомобильному шоссе;
  • скверам и площадям;
  • полосе движения для велосипедистов.

Тротуары часто отделяются от остальных объектов газонами, клумбами, бетонными либо трубчатыми ограждениями. Но нередко, такие места соприкосновения никак не обустроены, что вызывает неудобство их использования и риски травматизма.

Временная парковка в пешеходных зонах разрешена только велосипедистам, мотоциклистам и водителям автомобилей городских экстренных служб со спецсигналами. Правда, стоя на тротуаре, спецмашины должны иметь соответствующие документы об их вызове, подтверждённые путевым листом соответствующего образца.

Тротуар, обочина и дорожка для пешеходов

Проезжая часть – элемент инфраструктуры населённого пункта, предназначенный для движения транспорта в одну или в обе стороны.

Тротуар представляет собой дорожный объект, предназначенный для передвижения пешеходов и низкоскоростных объектов, например, инвалидных или детских колясок.

Чтобы не инициировать аварии и предотвратить травматизм на дороге, области движения для транспорта и для пешеходов принято разделять. Как правило, для этого используется бордюрный камень. Помимо прочего, чтобы исключить наезд автомобиля на пешеходную часть дороги, её на несколько сантиметров приподнимают. В особо опасных участках, она ещё и обозначается металлическим ограждением.

Иногда, для создания особой городской среды, тротуарную дорожку совмещают с велосипедной или автомобильной дорогой. Поэтому, чтобы не запутаться и двигаться по предназначенной полосе, нужно ориентироваться по дорожной разметке и знакам.

Дорожка для пешеходов – зона с установленным на ней указателем 4.5. Он показывает начало участка дороги, где движение осуществляется только пешеходами. Всем другим объектам двигаться в этом месте категорически запрещено.

Действие указателя начинается от точки его расположения и прекращается на пересечении с перпендикулярно расположенной дорогой. Продолжение пешеходной дорожки обозначается дублированием аналогичного указателя.

Разница между этими объектами — тротуаром и пешеходной дорожкой, состоит в том, что первая используется практически только для передвижения пешеходов, а по второй, в отдельных ситуациях, возможно движение транспорта. Например, разрешено ездить на велосипедах, разгружать коммерческие автомобили в торговые точки, подъезжать «Скорой помощи», машинам МЧС, газовой службе, другим специальным автомобилям.

Знаки, обозначающие тротуар

Специальных графических символов, идентифицирующих тротуар, ПДД не предусматривают. Пешеходные дорожки обозначаются объектом , внешний вид которого представлен на фото ниже.

Часто установленный символ имеет сразу два назначения, указывая одновременно и на сектор для пешеходов, и на дорожку для движения велосипедного транспорта. В случае такого совмещения он выглядит немного иначе.

Если перемещение людей и велосипедистов раздельное, такая дорожная конструкция обозначается особым объектом, изображенным на следующем фото.

Можно ли ездить по тротуару на автомобиле

Длительное стояние в пробках, километровые заторы в мегаполисах, порой вынуждают недисциплинированных автолюбителей заезжать на тротуары, объезжая по ним препятствия, «нырять» в первый попавшийся двор, чтобы сэкономить время. Люди спешат на работу, в аэропорты, вокзалы, по срочным делам, поэтому у них часто не выдерживают нервы.

Но при всём при этом, автомобилисты знают, что езда по тротуару категорически запрещена. Необходимо помнить, что такой проезд всегда чреват наказанием от автомобильной инспекции.

Тротуар — это зона для беспрепятственного движения только одних пешеходов. За несанкционированный проезд по нему автомобилями и мотоциклами статья КоАП РФ предусматривает наказание в размере 2 000 рублей.

Если транспортное средство остановится на тротуаре, автолюбителю придётся заплатить дополнительно — в Москве и в Санкт-Петербурге — 3 000 рублей, в остальных российских регионах — 1 000 рублей.

Автовладельцам необходимо учитывать следующее обстоятельство. Незаконной стоянкой признаётся даже такая ситуация, когда автомобиль либо мотоцикл заехал на тротуар или бордюр только одним колесом.

И ещё одно важное напоминание владельцам транспортных средств. Если вы оставили свою технику на бордюре или тротуарной дорожке, и надолго ушли, а вернувшись, обнаружили, что машины нет на месте, не отчаивайтесь. Вероятнее всего, что в ваше отсутствие её забрал эвакуатор. Получить свой автомобиль обратно, вы сможете со штрафной площадки ГИБДД, предварительно заплатив за хранение, доставку и штраф.

Штраф за парковку на тротуаре: особенности нарушения

Фото 3

Оставить автомобиль в безопасном месте в центре большого города крайне сложно, потому многие водители облюбовали широкие тротуары, которые, в общем, не являются запретной зоной для стоянки. Но далеко не каждый знает правила, регулирующие особенности парковки автомобиля на тротуаре. Учитывая множество тонкостей и наличие явных противоречий в разных нормативных актах, мы сразу посоветуем воздержаться от парковки на пешеходной части дороги. Правила достаточно размытые, так что при большом желании инспектор ГИБДД может наложить штраф на любое авто, остановившееся на тротуаре. Штрафы не столь страшные, но приятного в них мало, ведь зачастую водители не рассчитывают на получение платежки на оплату за нарушение правил дорожного движения.

Рассуждая с точки зрения пешехода, можно отчетливо увидеть, что парковка на тротуаре является настоящей проблемой для нормального передвижения по пешеходным дорогам. Тем более, автомобилисты в большей степени задумываются о безопасности своих транспортных средств, а не об удобстве движения, что является естественной заботой о собственном автомобиле. Рассмотрим основные моменты и положения законов, которые регулируют возможность парковки на тротуарах и пешеходных дорожках, а также штрафы, применяющиеся при таких нарушениях.

Что такое тротуар, обочина и пешеходная дорожка?

Для понимания ситуации, в которой вас могут обвинять, необходимо знать различие между тротуаром, пешеходной дорожкой и просто обочиной. Сразу скажем, что обочина предназначена для стоянки автомобилей, на ней вас не могут оштрафовать, если только вы не нарушаете других пересекающихся правил стоянки и остановки. В данном контексте может быть крайне интересно спорить с некоторыми инспекторами ГИБДД, которые различий между этими терминами не знают:

  • обочина - это часть дорожного полотна, которая находится на одном уровне с дорогой, не отделена газоном или бордюром, а также отделяется специальной разметкой «обочина», эта часть дороги предназначена для остановки и стоянки транспортных средств;
  • пешеходная дорожка - место для движения пешеходов и велосипедистов, которое может быть отделено от автомобильной дороги разметкой, а также обязательно выделено дорожными знаками «пешеходная дорожка», стоянка здесь не запрещена, а вот за движение по такой дорожке автомобилист получит штраф;
  • тротуар - это место для движения пешеходов, которое отделено от дорожного полотна бордюром и/или газоном с зелеными насаждениями, движение и стоянка транспортных средств на такой территории запрещены и наказываются штрафами согласно законодательству.

Но часто эти понятия пересекаются. К примеру, не всегда бордюр на тротуаре действительно присутствует или ярко выражен. В таком случае инспектор не может оштрафовать ваш автомобиль за стоянку в данном месте. Правда, все очень запутано и требует более подробного разъяснения. Оспорить штраф лучше прямо на месте с инспектором, так как через суд доказать свою правоту будет достаточно сложно.

Стоянка или движение - важные моменты и разные штрафы

В современной редакции правил дорожного движения есть понятия как стоянки на тротуаре, так и движения по пешеходной дорожке или тротуару. И если за стоянку на пешеходной дорожке получить штраф нельзя, то вот за движение вполне возможно. Чтобы осуществить стоянку на такой дорожке придется однозначно по ней двигаться, что и станет причиной наложения штрафа. Этот момент часто принимается за основу адвокатами:

  • в доказательную базу включаются свидетельства о том, что автомобиль двигался по тротуару;
  • свидетели или сам водитель доказывают этот факт личным присутствием при данном процессе;
  • инспектор не имеет никаких доказательств того, что машина стояла, если водитель находился в ней;
  • понятия стоянки и движения также не имеют четкого определения, так что доказать что-либо сложно;
  • адвокат доказывает, что происходило именно движение и снижает сумму наказания.

Но это работает только в том случае, если речь идет о комплексном наказании. Тогда целесообразно нанимать адвоката и платить ему деньги за разрешение определенного конфликта. В ином варианте вы потратите больше денег на услуги специалиста и на сбор доказательной базы, чем сэкономите на разнице штрафов. Пока размеры финансовых санкций в России не такие страшные, чтобы организовывать настоящее судовое разбирательство.

Размеры штрафов за стоянку и движение по тротуару

В последние годы правительство страны ежегодно меняет законодательство в области размеров штрафных санкций. Это и становится причиной неведения среди большинства водителей. Раньше нарушения такого порядка, как стоянка на тротуаре никак не задевали кошелек водителя, потому в крайних случаях можно было рискнуть и пожертвовать скромной суммой денег. Сегодня размеры штрафов весьма внушительные:

  • для всей России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) установлен штраф за стоянку на тротуаре в размере 1000 рублей;
  • жители Москвы и Санкт-Петербурга, как городов федерального значения, заплатят 3000 рублей за аналогичное нарушение;
  • также в данном случае предусмотрена эвакуация автомобиля, так что порядка 5-7 тысяч рублей придется заплатить за возврат авто;
  • за движение по тротуарам и дорожкам для пешеходов предусмотрен штраф в размере 2000 рублей для всех городов;
  • штрафы не имеют дифференциации по количеству и повторениям нарушений, может быть наложено неограниченное количество санкций на водителя.

Как видите, в Москве выгоднее по тротуарам ездить, а вот в других городах лучше стоять. Это важный момент, который при определенной ловкости поможет, как минимум, сэкономить 1000 рублей. Ну и еще один момент - лучше присутствовать недалеко от машины на случай приезда эвакуатора. В данном варианте вам удастся решить вопрос максимально быстро и не платить огромное количество денег за возврат вашего авто со штрафплощадки. Как известно, штрафы в нашей стране платят не все.

Когда можно оспорить штраф за стоянку на тротуаре?

Существует масса тонкостей законов и постановлений, которые не несут никакого значения для простого читателя, но вполне очевидны для опытного юриста. В России практически каждый закон имеет изъяны, которые позволяют выкручивать его положения в нужную сторону. Отказаться от оплаты штрафа, выставленного за стоянку на тротуаре, вы можете в следующих случаях:

  • тротуар в вашем случае можно считать дорожкой для пешеходов или вообще обочиной по причине отсутствия признаков тротуара;
  • техническая неисправность автомобиля может также послужить оправданием при парковке на тротуаре;
  • безвыходная ситуация, так называемый форс-мажор, является самым популярным вариантом отказа от оплаты штрафа;
  • можно доказать, что вы на самом деле двигались по тротуару, если водитель на данный момент присутствовал за рулем автомобиля.

В любом из данных действий кроется либо уход от оплаты штрафа, либо значительное послабление финансовых санкций. Но если все было сделано по закону, придется заплатить назначенную сумму. Потому лучше не парковать машину на тротуаре или прилегающем к дороге газоне. Все эти действия будут расценены как нарушения, на водителя наложат штраф, и эти санкции придется погасить достаточно быстро, согласно новым законам.На следующем видео все припаркованные машины совершают, как минимум, два нарушения одновременно:

Подводим итоги

Если стоянка на тротуаре оказалась неизбежной необходимостью, удостоверьтесь, что вы не мешаете движению пешеходов и не поставили автомобиль так, чтобы привлечь внимание сотрудников дорожной полиции. Если же и эти меры предосторожности не помогут, нужно понимать, что нарушение может стоить вам порядка 3000 рублей, и это без учета суммы за возврат авто со штрафстоянки. Потому стоит трижды подумать, прежде чем ставить машину в такие места.

Зачастую можно обойтись платными парковками и другими местами, где придется заплатить гораздо меньше предусмотренной суммы штрафа. Особенно стоит быть осторожными при стоянке в центральной части больших городов, где полицейские патрули курсируют практически постоянно. Как вы относитесь к нововведениям в правилах о штрафах и нарушениях и к таким порой непомерно большим суммам финансовых наказаний?

Правила дорожного движения для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Фото 4

Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня я начинаю новую серию статей, которая посвящена правилам дорожного движения для пешеходов.

Начну с того, что все мы в той или иной мере пешеходы. И даже те, кто привыкли постоянно ездить на автомобилях, все же иногда покидают свои уютные транспортные средства и становятся пешеходами. Следовательно, правила для пешеходов необходимо знать всем.

В первой статье из серии "Правила пешехода на дороге" поговорим о том, кто такие пешеходы и где они должны двигаться по дорогам, рассмотрим понятия тротуар, обочина, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка, пешеходная зона.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто такой пешеход. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Тут прежде всего стоит отметить, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роле водителей. Если Вы сели на велосипед, то Вы водитель, если слезли с велосипеда - пешеход. Соответственно, можно следовать правилам либо для водителей, либо для пешеходов для выполнения разных маневров.

Обратите внимание, что лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах являются пешеходами.

Также отмечу, что дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов им выполнять не обязательно. При этом если рабочий никакой работы не выполняет, то он автоматически становится пешеходом.

Движение пешеходов по дороге

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге (правила дорожного движения пункт 4.1):

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Самое время рассказать о том, что такое тротуар, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка и обочины.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком .

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками - .

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Отмечу, что на дороге не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Если рядом с дорогой углубление или возвышение, то это уже не обочина.

Что такое тротуар и обочина, разобрались. Перейдем к пешеходной дорожке и велопешеходной дорожке.

Пешеходная дорожка обозначается знаком :

Велопешеходная дорожка обозначается знаками - :

Так вот, правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке. А что же выбрать, если есть одновременно и пешеходная дорожка, и велопешеходная дорожка, и тротуар. В этом случае Вы можете выбрать дорогу по собственному усмотрению. Отмечу лишь, что на практике такого обилия альтернативных пешеходных маршрутов я не встречал.

И только при отсутствии и пешеходной дорожки, и велопешеходной дорожки, и тротуара ПДД разрешают двигаться по обочине.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Т.е. в исключительных случаях пешеходы могут двигаться в том числе и по краю проезжей части. Однако на практике двигаться пешком по проезжей части я рекомендую как можно реже. В целях Вашей безопасности.

Пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке, но только в случае отсутствия тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и велопешеходных дорожек.

Еще одна особенность движения пешеходов по проезжей части. Запрещается двигаться в середине дороги около разделительной полосы.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обратите внимание, что пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе. Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно воспользоваться специальным желтым жилетом, который обычно используется дорожными рабочими. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 - 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь светоотражатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено, я советую прислушаться к этим рекомендациям. Светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Штрафы для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов за нарушение ПДД:

Статья . Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья . Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому придерживайтесь приведенных выше советов.

В следующей статье серии "Правила пешехода на дороге" речь пойдет об организованной пешей колонне.

Удачи на дорогах!

Вопросы и ответы

Интересует следующий вопрос. Как определяется ширина тротуара? Где заканчивается тротуар и начинается прилегающая территория?

В правилах ПДД этого точно не указано. Там сказано, что тротуар- это элемент дороги. И он примыкает к проезжей части. А прилегающая территория- это территория непосредственно прилегающая к дороге. Так как, определение дорога включает в себя тротуар согласно определению в ПДД, то прилегающая территория может прилегать к тротуару. Но если они сделаны в один уровень дорожного полотна, как определить границу?

Согласно ГОСТу Р 52766-2007 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дороги автомобильные общего пользования ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ и СНиПу 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" на который в этом ГОСТе есть ссылка, для каждой категории дорог и улиц установлена конкретная ширина тротуара. Максимальная ширина, указанная там 4,5м. Значит ли это, что при определении ширины тротуара в спорной и непонятной ситуации с сотрудниками ГИБДД можно обращаться к этим нормам? Ведь согласно статьи 12 пункта 19 "Закона о полиции" и статьи 11 пункта а) Указа президента "О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения" Полиция в целом и Госавтоинспеция в частности должны осуществлять контроль и надзор за соблюдением нормативно правовых актов и стандартов в области безопасности дорожного движения. В Данном ГОСТе указано, что область применения: "Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ." Следовательно он относится к тем документам, требования которых госавтоинспекция должна знать и следить за их соблюдением.

Прошу дать ваши советы и комментарии. Как правильно ссылаться на эти документы в споре с ГИБДД, как строить диалог?

Эксперт:

Игорь. Следовало бы сообщить сущность спора. Нельзя верно сориентироваться в вопросе, состоящем только из доводов и понятий. А о чем идет речь, о каком споре, неизвестно.

Тротуар — это зона для пешеходов, а не для движения автомобилей. И если спор у вас о каком-то конкретном случае — например, вы заехали на тротуар, или ДТП произошло на тротуаре, при чем тут ГОСТы? В это случае ширина тротуара определяется не ГОСТом, а его реальной шириной, определяемой на основании измерения. Если ширина тротуара, например, полметра, вы, думаю, не будете ссылаться на то, что тротуар — 4,5 метра потому, что так указано в ГОСТах? Вы ведь не возводить тротуар собираетесь, чтобы ГОСТами руководствоваться, а разрешить данный конкретный спор, на данном конкретном тротуаре, ширина которого вполне может быть какой угодно.

Следовательно он относится к тем документам, требования которых госавтоинспекция должна знать и следить за их соблюдением.

За чем следить? За шириной тротуаров? И как это должно выглядеть?

Как определяется ширина тротуара?

По результатам измерений.

Где заканчивается тротуар и начинается прилегающая территория?

Почему — заканчивается? А что мешает тротуару располагаться на прилегающей территории?

Ночью эвакуировали автомобиль припаркованный возле дома. В постановление указано что я нарушил правило парковки, припарковав тс на тротуаре, чем нарушил п.12.2.ПДД РФ. Хочу оспорить постановление, так как считаю что парковался не на тротуаре а на проезжей части, тротуар находится непосредственно вдоль дома под козырьком и ограждена круглыми отбойниками. Прикрепляю фото проезжей части для большей наглядности. Да и на одной фотографии видно машину полиции которая была припаркована подобным образом как и моя.

Эксперт:

Дмитрий, согласно ПДД:

"Тротуар" — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Также

"Прилегающая территория" — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Согласно п. 12.1. Правил:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

В соответствии с п. 12.2.:

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
  • Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.
  • Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.
  • Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 (Парковка (парковочное место)) с одной из табличек 8.4.7 (Вид транспортного средства), 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9 (Способ постановки транспортного средства на стоянку).

Таким образом, предполагаю, что по основанию, что местом стоянки была проезжая часть, а не тротуар, оспорить постановление не удастся, как и по тому основанию, что данная территория является разрешенным местом стоянки, т.к. знаков (в всяком случае на фото) там нет.

Припаркованный авто полиции не дает оснований полагать о том, что там находится парковочное место, т.к. на данные автомобили распространяется иной режим движения, чем на обычных участников.

При производстве работ по покраске фасада мы использовали вышку тур и каждый день убирали ее после работ. В какойто момент для устойчивости конструкции рабочие несанкционировано поставили вышки в 2 ряда чем перегородили тротуар. Сразу же приехали из ГИБДД по заявлению недовольных пешеходов. Сотрудники ГИБДД попросили разобрать вышки (что было сразу же выполнено) и попросили руководство приехать в отделение. Сфотографировали на телефон данные работы, взяли копию договора на работы и уехали. В этот же день в отделении попросили уставные документы на подрядчика и устно получили объяснение и фотофиксацию разобранных вышек. Протоколов подписано не каких небыло.

Через неделю они направили подрядчику письмо с просьбой привезти копии уставных документов и дать объяснительную по той ситуации. Письмо пришло очень странное без номера, даты и с печатью для справок на электронную почту.

После просьбы написать такое письмо официально и направить почтой они сделали тоже самое с собственником, отправив письмо факсом.

Подскажите что делать, на сколько я знаю протоколов подписано небыло, а фотографии должны быть сделаны на штатный фотоаппарат.

Эксперт:

Дмитрий, 

КоАП РФ Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

На мой взгляд, что могут пытаться привлечь юридическое лицо по указанной статье.  Фотографировать они могут конечно на любое техническое средство, но это должно быть зафиксировано в документах. 

Согласно ч.4 ст. 28.1 КОАП РФ  дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6настоящего Кодекса.

Т.е. для возбуждения дела должен быть какой-либо из указанных документов.  Из указанного Вами не понятно, что было составлено или вынесено. Если же было вынесено определение об административном расследовании, то должны были направить его копию, если же протоколы, то например, протокол осмотра должны были составить на месте. 

Согласно ч.1-2 ст. 26.9 КоАП РФ  для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Т.е. пусть направляют по почте и тогда все исполните. 

Учитывая, что они проводят проверку и Вам ничего неизвестно, что именно они осуществляют, то рекомендую воспользоваться в полной мере своими  правами.

Так, согласно ч.1 ст. 25.1 КОАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В этом случае нужно направить письменное ходатайство в ГИБДД для ознакомления с материалами дела, в том числе путем фотографирования. 

После получения все материалов принимать меры к защите.  Важно понимать, что есть два основания для отмены постановления это нарушение процессуальных норма (т.е. порядка составления процессуальных документов), а также не правильное применение норма материального права ( т.е. применение по существу). 

Рекомендовал бы Вам обратиться к юристу, либо адвокату, который специализируются на таких делах, поскольку чем раньше принять меру к защите, тем больше вероятность получения нужного решения. 

Если у Вас имеются дополнительные вопросы, напишите. Готов на них ответить!

С уважением, юрист Дмитрий.

Эксперт:

Дмитрий! Размещение передвижной вышки тура на тротуаре не влечет ответственности по КоАП РФ. Возможна ответственность по  главе 4 Закона Санкт-Петербурга 31 мая 2010 года N 273-70 Об административных правонарушениях, но опять же подходящей статьи я не нашел.

Не могли бы подсказать по какой конкретно статье ГИБДД желает привлечь к ответственности? 

Что касается процессуального оформления, то съемка на сотовый телефон допускается в качестве доказательств. 

Что касается извещения, то способы извещения изложены в ст.25.15 КоАП РФ.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

То есть, способов много, но главное они должны обеспечивать вручение его адресату.

Эксперт:

Дмитрий. Кроме 12.33. КоАП могут ГИБДД привлечь к ответственности по статье 12.34 не соблюдение требований по безопасности и не выставление временных знаков во время проведения работ.

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Дворы и жилые массивы т тп. В соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения (ПДД) являются прилегающие территорией на которой действуют настоящие правила дорожного движения.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами.

До выполнения работ вас следовало оградить место и выставить знак «Дорожные работы», поскольку как вам указывали тротуар является элементом дороги.

П. 14 ПДД Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов

Предлагаю признать нарушение если по этой статье и просить согласно ст. 4.1. снизить меньше минимального размера до 100 тысяч рублей если вынесут штраф на юридическое лицо.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С уважением Добышев Р.В.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://avtopravozashita.ru/pdd/trotuar-po-pdd.html
  • http://ru-act.com/avtoyurist/chto-schitaetsya-trotuarom-v-pdd.html
  • https://avtoved.com/pdd/trotuar-eto
  • https://motorsmarine.ru/avtosovety/ponyatie_trotuar_v_pdd.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий