Не все виды перепланировок требуют предварительного согласования с компетентными органами. В любом случае, эти работы должны совершаться в установленном порядке. Переустройство и перепланировка согласно жилищному кодексу РФ. Что в себя включает, отличие, статьи кодекса, основные моменты

Отличие от переустройства

Есть и смежное понятие с перепланировкой – переустройство.

Оно обозначает все работы, связанные с инженерными коммуникациями:

  • заменой, демонтажем или установкой нового газового, водонагревательного, отопительного, сантехнического оборудования;
  • изменением конфигурации системы водоснабжения или водоотведения;
  • любыми изменениями в системе вентиляции.

Переустройство, в отличие от перепланировки, всегда должно быть выполнено по предварительному разрешению от компетентных органов.

Есть и еще один термин, с которым также связано изменение конфигурации жилого помещения, но уже его внешнего облика.

Такие работы называют реконструкцией зданий, они имеют свои особенности в узаконивании.

Основания для переустройства или перепланировки

Каковы же основания для переустройства/перепланировки жилого помещения? Эти мероприятия следует проводить, следуя законодательным требованиям с обязательным одобрением со стороны соответствующих органов местного самоуправления. Основание для переоборудования – решение, принятое данными органами.

Кроме того, для проведения мероприятий по переоборудованию в орган, который выдает разрешение, собственником или его представителем подается перечень документов, среди которых:

  • заявление по строго определенной форме;
  • документация правоустанавливающего характера на жилое помещение (это могут быть как оригиналы, так и копии, заверенные нотариально);
  • проект переоборудования, который подготовлен и оформлен в установленном на законодательном уровне порядке;
  • техпаспорт помещения, которое планируется переустраивать;
  • согласие в письменном виде от каждого члена семьи нанимателя, занимающего соответствующее помещение на основании договора соцнайма;
  • заключение, выданное учреждением по охране архитектурных и исторических памятников и объектов культуры, о возможности проведения запланированных мероприятий, если помещение размещается в доме, который принадлежит к числу архитектурных или исторических памятников или является культурным достоянием.

Вышеперечисленные основания являются исчерпывающими, и другая документация не может быть запрошена органом, выдающим разрешение, на осуществление переоборудования.

Переустройство и перепланировку принято считать самовольными, если они проведены без наличия основания, которое предусмотрено ст. 26 ЖК РФ, а также, если были допущены отклонения от проекта, который был представлен для переоборудования.

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

Когда владелец не выполняет закон по перепланировке или переустройству, его обязуют вернуть квартире первичный вид. Остаться законно измененная жилплощадь имеет шанс в случае отсутствия в новом проекте угрозы для жизни собственника, его семьи и соседей. К тому же, если в новом проекте нет других нарушений закона.

При отказе возвращать помещению первоначального вида в установленный законом срок, возможны такие последствия:

  1. Продажа квартиры на публичном аукционе недвижимости. Бывшему владельцу будет выплачена сумма себестоимости жилья, но с вычетами на издержки суда и на будущие затраты по восстановлению изначального вида.
  2. Вторичное установление срока для возвращения первоначального вида жилья, если владелец опять не отреагирует на предписание и не исполнит его, то будут объявлены публичные торги.
  3. Если арендатор стал виновником изменения проекта жилища, то договор об аренде с ним расторгается, а ему устанавливается срок по возвращению жилья в прежний вид.
Вам будет интересно: Лучшие идеи по перепланировке в хрущевке

Таким образом, последствия самовольного переустройства и перепланировки очень серьезные и несут за собой большие финансовые расходы.

Самовольная перепланировка

Стоит отметить, что перепланировка является достаточно деликатным вопросом, ведь она может значительно повлиять на состояние жилого помещения. Именно поэтому данный процесс требует таких длительных подготовительных процедур и получения множества разрешений. И даже если изменения были несанкционированными, инициаторы часто пытаются их быстро легализовать уже после проведения строительных работ.

Последствия самовольного переустройства (перепланировки) жилого помещения заключаются не только в наступлении ответственности согласно законодательству. Это может привести к аварийным ситуациям, среди которых затопления, обрушения и прочие неприятные моменты. Достаточно часто собственников обязывают вернуть помещению его первоначальный вид.

Узаконить самовольную перепланировку можно через суд. Для этого собственник помещения подает иск, в котором указываются следующие данные:

  • паспортные данные, а также точный адрес заявителя;
  • юридический адрес ответчика, в качестве которого выступают те или иные государственные органы, в ведении которых находятся помещения (это может быть городская или районная администрация и так далее);
  • описание просьбы сохранить помещение в перепланированном состоянии;
  • перечень документов, которые прилагаются к иску;
  • дата и подпись.

Для того чтобы в судебном порядке узаконить такие преобразования, как переустройство и перепланировка жилого помещения нанимателем, необходимо приложить к иску следующий перечень документов:

  • технический паспорт из БТИ, который отражает состояние объекта до и после внесения изменений;
  • заключение по результатам технической оценки несущих конструкций;
  • заключение соответствующих органов о том, что перепланировка не нарушает санитарных и противопожарных норм;
  • документы, устанавливающие права заявителя на объект недвижимости.

Стоит отметить, что на самовольную перепланировку люди решаются не только из-за неосведомленности о нормах законодательства, но также из-за нежелания тратить время и денежные средства на официальные процедуры. Важно понимать, что вы рискуете не только понести наказание, но также причинить вред жизни и здоровью жильцов и собственников помещения.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Для того чтобы получить разрешение на серьезные изменения в квартире, нужно подготовить пакет документов. Перечень документов для подачи:

  1. Заявление на изменение, составленное в правильной форме.
  2. Документ купли-продажи.
  3. Проект жилища.
  4. Тех паспорт жилья.
  5. Согласие людей, которые прописаны в квартире.
  6. Справка о том, что строение не является памятником архитектуры, искусства и культуры.

Подать данные документы может только владелец жилплощади. Решение о запрете или разрешении перепланировки или переустройства обычно выдается не позднее сорока пяти дней после подачи документов. Для несущественных изменений пакет документов отличается.

Запрет на перепланировку

В соответствии с законодательными нормами, переустройство и перепланировка жилых помещений недопустимы в следующих случаях:

  • если вследствие внесенных изменений ухудшаются условия проживания людей в других помещениях;
  • если затрудняется доступ к коммуникациям;
  • если помещение после перепланировки рискует попасть в разряд непригодных для проживания;
  • если количество жилых помещений значительно уменьшается в пользу подсобных без соответствующей смены их статуса;
  • если речь идет о помещениях, принадлежащих оборонному ведомству;
  • если в результате перепланировки происходит нарушение целостности или устойчивости несущих конструкций;
  • если планируется обустроить комнату, площадь которой будет менее 10 квадратных метров;
  • если преобразования каким-либо образом влияют на пользование коммуникациями.

Стоит отметить, что запрет на перепланировку в первую очередь бывает вызван соображениями безопасности жильцов помещения. Особенно тщательно проверяются случаи, когда затрагивается целостность несущих конструкций и перекрытий, а также значительно увеличивается нагрузка на них.

Прочие законодательные акты

Фото 2

Любые изменения, которые вы хотите привнести в свое жилище, стоят достаточно дорого и занимают много времени. Это связано как с бюрократическими процедурами, так и с непосредственными строительными работами. Многие недобросовестные владельцы стремятся сэкономить на таких вопросах, как переустройство и перепланировка жилого помещения. Законодательство, которое регулирует данный вопрос, помимо Жилищного кодекса, представлено также следующими нормативно-правовыми актами:

  • утвержденные Правительством правила пользования жилыми помещениями;
  • правила эксплуатации помещений в многоквартирном доме, а также эксплуатации имущества, содержащегося в нем;
  • правила технической эксплуатации жилищного фонда, установленные Госстроем;
  • утвержденные Госгражданстроем нормы и правила, которые регламентируют оценку физического износа помещений;
  • правила, регламентирующие оценку прочности несущих конструкций и перекрытий (Госстрой).

Стоит отметить, что список нормативно-правовых актов, которые регулируют любые изменения, вносимые в конструкцию жилых помещений, постоянно обновляются и дополняются с целью соблюдения интересов и обеспечения безопасности жильцов.

Ответственность за незаконную перепланировку

Переустройство и перепланировка жилого помещения, на которые не было получено разрешение, принято считать незаконным. Ответственность за подобные действия определяется ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается самовольного проведения переоборудования или перепланировки подобного помещения. Данной статьей предусмотрена ответственность административного характера за порчу помещения, которая может состоять как в непосредственной его порче, так и в порче находящегося в нем оборудования. Что понимается под порчей? Это доведение жилого помещения до состояния, которое делает его непригодным для проживания в нем людей. Под порчей оборудования имеется в виду приведение в негодность систем водо- и газоснабжения, отопительной системы и т.д.

Существует статья КоАП РФ (ст. 19.1), согласно которой действия могут квалифицироваться как самоуправство. Также ст. предусматривает ответственность за переустройство, которое было проведено без одобрения владельца, если при этом существенно изменяются условия эксплуатации жилого помещения.

Уполномоченным органом, который разбирает совершение подобных правонарушений, является Жилищная инспекция. Рассмотрение поданной жалобы и принятие мер по ней происходит в течение месяца.

Что такое переустройство?

По тексту ст. №25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), существует четкое определение термина переустройство, которое распространяется на жилые (квартиры) и нежилые помещения (места общего пользования).

Переустройство помещений (зданий) — это установка, демонтаж или изменение санитарно-технического оборудования, инженерных, электрический или отопительных сетей.

Переустройство осуществляется для оптимизации и улучшения качеств помещений, в том числе:

  • организация естественного освещения;
  • проведение или перенос сетей для дополнительных санузлов;
  • улучшение вентиляционных свойств помещения (например, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую);
  • создание комфортной температуры в жилом помещении, при оборудовании заведения общественного питания или офиса.

Виды перепланировок

Ст. 25 ЖК РФ перечисляет виды переустройства и перепланировки жилого помещения.

Выделены они в зависимости от того, требуется ли разрешение на эти виды работ или их согласование.

Требующие разрешения

Серьезные изменения в конфигурации жилого помещения требуют обязательного разрешения от компетентных органов.

Получить его можно только по предварительно разработанному и согласованному индивидуальному проекту перепланировки.

Это самый дорогостоящий вид изменений в жилье, но если все будет оформлено по закону, то в дальнейшем никаких проблем с этой недвижимостью не возникнет, если придется ее продать, оформить в наследство и т.д.

К перепланировке, требующей разрешения, относят:

  • перенос санитарных комнат в частном доме или расширение их площади за счет нежилых помещений в квартирах;
  • создание новых дверных проемов в несущих стенах, перегородках между квартирами (при их объединении), перекрытиях (объединение квартир по вертикали);
  • внесение изменений в конструкцию полов;
  • необходимость установки перегородок, которые увеличивают нагрузку на перекрытия.

Такие работы нередко требуют и предварительного технического заключения о состоянии здания.

Возможно, планируемая перепланировка повлияет на его эксплуатационные характеристики.
Как проводится узаконивание перепланировки через суд?

Возможна ли покупка квартиры с неузаконенной перепланировкой в ипотеку? Узнайте здесь.
Но процесс сложен только количеством необходимых разрешений. Такая перепланировка вполне возможна.

Оформление по эскизу

Если изменения в жилье не такие масштабные, то можно согласовать их по эскизу.

Это рисунок поверх плана жилья, на котором линиями разных цветов обозначают, что будет удалено, а что построено.

Согласование по эскизу возможно, если не требуется проводить сложные технические расчеты при перепланировке, затрагивать несущие конструкции, но изменения в конфигурации помещения все же произойдут.

По эскизу согласуются:

  • демонтаж ненесущих стен и выполнение в них проемов;
  • закладка дверных проемов (даже в несущих стенах, если только этот проем не был ранее выполнен самовольно);
  • возведение новых перегородок легкого типа, которые не увеличивают нагрузку на перекрытия;
  • перестановка сантехники в пределах отведенного для нее помещения;
  • перенос радиаторов отопления без укладки дополнительных коммуникаций (в холодные помещения — лоджии и балконы- переносить батареи запрещено).

Такую перепланировку можно подготовить и согласовать самостоятельно.

Она требует минимум документов и времени на их оформление.

Согласовать по эскизу можно уже по факту выполненных работ, но вы должны быть полностью уверены, что они не содержат запрещенные действия и будут одобрены соответствующим органом.

Согласование по проекту

Создание типовых проектов перепланировки облегчило процесс согласования некоторых изменений.

Они были разработаны ГУП МНИИТЭП и уже согласованы с Мосжилинспекцией.

Касаются эти проекты определенных типовых построек, в которых чаще всего выполняется перепланировка подобным образом.

То есть, по сути, если вы решили выбрать типовой проект перепланировки, то только указываете на него ссылку и ставите в известность Жилинспекцию. Но конечный результат должен совпадать с проектом, иначе специалист не сможет подписать акт о приемке работ.

Единственный минус таких проектов – в их незатейливости.

Но если подобных изменений вам достаточно, то это существенно облегчит процесс перепланировки.

Не требующие согласования

Некоторые изменения не требуют согласования. Каждый год их список расширяется.

В настоящее время уже можно не согласовывать:

  • установку кондиционеров;
  • остекление балконов и лоджий;
  • демонтаж стенных шкафов;
  • замена оконных конструкций на любые их разновидности без изменений параметров самого проема;
  • замена батарей отопления на аналогичные;
  • установка душевой кабины в ванной комнате;
  • устройство раздвижных дверей в существующих дверных проемах;
  • установка посудомоечных машин.

Такие изменения не отражаются в техническом плане помещения.

Поэтому и согласовывать их не надо. А вот если встроенный шкаф был отражен в документации, а вы его демонтировали, то вам потребуется согласование по упрощенной схеме.

Разные виды перепланировок требуют соответствующих документов.

Предварительно можно проконсультироваться в Жилинспекции или проектном бюро, потребуется ли согласование ваших планов относительно переустройства жилья и каким образом оно должно происходить.

Заявка на перепланировку

Фото 3

Если планируется переустройство и перепланировка жилого помещения, то данный вопрос ни в коем случае нельзя решать самовольно. Для начала в соответствующий орган по месту жительства стоит подать следующий перечень документов:

  • заявление от непосредственного собственника жилого помещения или же его доверенного лица;
  • оригиналы или заверенные в нотариальном порядке копии документов, которые подтверждают право собственности;
  • проект, в соответствии с которым будет осуществляться переустройство и перепланировка жилого помещения;
  • технический паспорт на жилое помещение;
  • документ, содержащий письменное согласие на перепланировку всех членов семьи, проживающих в данном помещении (это касается также временно отсутствующих жильцов);
  • заключение соответствующего органа о том, что здание или помещение, которое планируется перестраивать, не принадлежит к объектам культурного или исторического наследия.

В течение 45 дней будет принято решение о разрешении или запрете перепланировки. Вторая ситуация может быть связана с ненадлежащим оформлением документов или прочими причинами, установленными законодательством.

Стоит отметить, что условия перепланировки (переустройства) жилого помещения не всегда требуют предоставления столь широкого пакета документов. Так, например, если речь идет о ликвидации встроенного шкафа-купе, который был предусмотрен изначально, или же монтировался предыдущими собственниками, достаточно письменного согласия со стороны всех нынешних жильцов помещения (квартиры или дома).

Что такое типовой проект

Типовые проекты были разработаны ГУП МНИИТЭП.

Такая необходимость возникла на основании частого обращения жителей типовых многоэтажных построек для перепланировки их квартир.

Здания эти строились в 50-80х годах прошлого века с целью обеспечить жильем советские семьи. Тогда во главу угла ставилось не удобство проживания, а количество семей, обеспеченных жильем. Неудивительно, что в начале нашего века проектные организации и Мосжилинспекция были завалены заявлениями на перепланировку.

ГУП МНИИТЭП разработала проекты, исходя из наиболее частых видов перепланировок.

Они отличаются простотой, но делают проживание в квартире удобнее. Все проекты уже согласованы с Мосжилинспекцией.

Поэтому если типовой проект вам подходит, то эту часть работы можно считать полностью выполненной.

В заявлении в Жилинспекцию вы указываете только номер проекта из каталога (их там около 130) и получаете разрешение.

Требуется ли согласование и какие уполномоченные органы этим занимаются?

Собственник помещения имеет право производить лишь косметический ремонт, замену бытовой техники и отопительных батарей без необходимости согласовать данные процедуры.

Любые работы по переустройство помещений должны быть утверждены специальным уполномоченным органом местного самоуправления. Самовольное переоборудование без разрешения или до полного согласования деталей работ недопустимо.

Процесс согласования переустройки допустим при наличии проекта, разработанного специальной организацией с государственной лицензией для проведения подобных проектных работ. Проект должен содержать детальное описание всех производимых изменений и быть утвержден в особом порядке, описанном в 4-й главе ЖК РФ (188-ФЗ).

В случае принадлежности дома к культурному наследию, архитектурному памятнику или имеющим историческую, научную или другую ценность, в первую очередь, согласование производится в государственных органах, ведущих контроль и охрану подобных объектов.

Допустимые мероприятия по переустройству

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ №170 от г., которым были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, под переустройством понимается:

  • смена расположения газовых и сантехнических нагревательных элементов;
  • замена кухонных очагов либо газовых плит на электроплиты бытового назначения;
  • обустройство новых санузлов или переустройство имеющихся;
  • прокладка новых или замена имеющихся трубопроводов, электросетей и оборудования для монтажа душевых кабинок, стиральных машинок, имеющих повышенную мощность, и прочих агрегатов, как сантехнических, так и бытовых, которые принадлежат к новейшему поколению техники.

Оформление переустройства для собственника или арендатора

Последовательность действий при получении разрешения на проведение работ незначительно отличается в зависимости от статуса помещения, которое собственник или арендатор собираются переоборудовать.

Самое главное, что нужно сделать лицу, желающему произвести переустройство – согласовать все предстоящие работы с органами местного самоуправления. Причем, для жилых помещений этот процесс начинается с опроса соседей об их согласии на проведение работ.

Чтобы закрепить это документально, необходимо присутствие специалиста из жилищной инспекции. Кроме того, требуется разрешение от организации, осуществляющей тех. и санитарное содержание здания.

Если претензий не возникает, а права и интересы соседей учтены, то следующим шагом будет согласование проекта переустройства. Как было отмечено выше, разработку проекта могут проводить лишь фирмы или предприниматели, имеющие соответствующую государственную лицензию.

После окончания переустройства помещения, необходимо оформить акт о завершении, который подписывается приемочной комиссией, проверяющей, что интересы владельцев соседних квартир были учтены, а проведенные работы соответствуют проекту. В состав комиссии входят представители территориальных органов жилищной инспекции.

В случае переустройства нежилых зданий, процедура упрощается — алгоритм согласования выглядит следующим образом:

  1. проектирование и подготовка списка изменений;
  2. работы по переустройству в точном соответствии с разработанным планом;
  3. внесение списка изменений в тех. документацию объекта;
  4. предоставление полного комплекта документов для регистрации в Рос Реестре и кадастровом учете.

Оформление комплекта документов для переустройства квартиры или нежилых зданий является непростым процессом. Для ускорения и упрощения данной процедуры, можно заказать проект, обратившись к организациям, которые предоставляют услуги по сбору и согласованию всех необходимых справок, документов и актов.

Порядок оформления

Итак, подводя итог, получаем такой порядок действий, чтобы получить разрешение и произвести работы:

  1. получение согласия жильцов соседних квартир (только для помещений в многоквартирных домах);
  2. разработка проекта в лицензированной организации;
  3. подготовка проектной документации;
  4. подача документов в МФЦ (или иные уполномоченные органы) и ожидание решения по согласованию переустройства;
  5. исполнение работ по переустройству в строгом соответствии с разработанным планом;
  6. получение акта о завершении по результатам деятельности;
  7. регистрация изменений в ЕГРН с предоставлением полного комплекта документов.

Арендатору помещения или его части, для проведения работ дополнительно необходимо получить письменное согласие собственника.

Документация

Список необходимых документов не отличается для жилых и нежилых помещений и предусмотрен в статье №26 ЖК РФ, п. 2:

  1. заявление о переустройстве по образцу, установленному органом исполнительной власти;
  2. оригинал или заверенные копии (у нотариуса) документов, подтверждающие права собственности заявителя;
  3. проект переустройства, оформленный в установленном порядке;
  4. тех. паспорт помещения;
  5. письменное согласие всех проживающих (если такие имеются), являющихся членами семьи лица, производящего работы по переустройству;
  6. заключение экспертизы, для помещений, принадлежащих к памятникам архитектуры, историческим объектам (и пр.);

Заявитель имеет право не предоставлять документы в пунктах 2, 3 и 5, если они присутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 3 статьи №26 ЖК РФ, уполномоченные органы не имеют права требовать другие документы, не освещенные в п. 2. После предоставления всей необходимой документации, заявитель получает расписку о переданных документах.

В качестве уполномоченного органа могут выступать многофункциональные центры, которые после принятия пакета документов, отправляют их на согласование в гос. органы.

Законом предусмотрена возможность передачи документов как на бумажном носителе (оригиналы или заверенные копии), так и в электронном виде.

Срок рассмотрения и принятия решения по переустройству помещения составляет не более 5-ти дней с момента получения документов соответствующим органом. Если передача происходила через многофункциональные центры, то срок отсчитывается с момента принятия документов.

Подтверждение согласования должно быть отправлено после принятия решения в течение 3-х рабочих дней по адресу заявителя или через МФЦ.

Основанием для начала работ и является данный документ, подтверждающий, что проект был согласован и претензий к нему не имеется.

Акт о завершении работ составляется по результатам проведенного переустройства и выдается тем же органом самоуправления, который согласовывал изменения. Уполномоченный орган сам отправляет полученный акт для регистрации изменений в ЕГРН.

  1. Форма заявления установленного образца: Скачать.
  2. Примерный образец проектных документов: Скачать.
  3. Заключение (акт) по результату выполненных работ: Скачать.

Судебная практика и обжалование отказа

Фото 4

Не всегда уполномоченный орган выносит положительное решение и позволяет провести работы по переустройству помещений.

Законодательством предусмотрены следующие случаи, когда заявитель может получить отказ:

  1. неполный комплект переданных документов (предусмотренных в п.2 ст. №26 ЖК РФ);
  2. подача документов в ненадлежащий орган самоуправления (пример: не соответствующий район);
  3. документы оформлены не по форме, предусмотренной законодательством РФ;
  4. изменения, которые перечислены в проекте, нарушают или конфликтуют с требованиями текущего законодательства.

Срок получения отказа тоже составляет 3 рабочих дня после принятия отрицательного решения. Отказ должен содержать информацию о всех нарушениях, на основании которых не был вынесен положительный вердикт.

Обжалование отказа в переустройстве может быть подано заявителем в течение 3-х месяцев после его получения. Исковое заявления должно ссылаться на решение об отказе, содержать причины отказа (рассмотренные в ст. №27 ЖК РФ), обстоятельства его принятия и точку зрения заявителя, почему он является незаконным или необоснованным.

К иску необходимо приложить комплект документов, который собирался для согласования переустройства (проект, согласие жильцов, заключение экспертизы и пр., предусмотренные ст. №26 п.2).

Вопросы и ответы

Хочу в своей квартире выполнить следующие работы:

- перенести электрощиток на другую стену и утопить щиток в стену и соответсвенно переделать всю электрику в квартире

- на кухне раковину перенести на другую стену

- в ванной комнате перенести раковину на другу стену

- в ванной комнате вместо самой акриловой ванной построить душевую кабину и расположить ее на другой стене

- в кладовой установить стиральную машинку (раньше там не было ее)

- хочу опустить потолок во всей квартире на 10 см и зашить его гипроком

- хочу в двух комнатах сделать встроенные шкафы из гипрока от потолка до пола глубиной 60 см

- хочу на кухне сделать портал для кухни из гипрока глубиной 60 см

- заменить радиаторы отопления

- заменить трубу водоснабжения и отопления, которые проходят в полу квартиры

Что из перечисленного требует согласования с надзорным органами в сфере ЖКХ?

Я так понимаю, если не провести согласования в случае необходимости, которые того требуются по закону, то потом будут проблемы с получением технического паспорта на квартиру, если таковой потребуется?

Эксперт:

У вас большая часть- это конечно перепланировка квартиры

1.7. Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) (далее — переоборудование) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.

1.7.1. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать:перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)

жк

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Таким образом вам надо заказывать соответвующий проект в специализированной организации — чтобы вам все разработали и обосновали безопасность таких переносов

пригодиться

Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266
(ред. от 21.09.2005)
«Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»

если этого не делать то последствия конечно малоприятные

КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУЗАКОНЕННОЙ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ?
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
Если произведена перепланировка жилого помещения в отсутствие документа, разрешающего такую перепланировку, или с нарушением проекта перепланировки, то она является самовольной, неузаконенной (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Правовыми последствиями самовольной перепланировки являются (ст. 7.21 КоАП РФ; ч. 3, 5 ст. 29 ЖК РФ):
— административный штраф от 1000 до 1500 руб. при перепланировке жилых домов или помещений и от 2000 до 2500 руб. при перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах;
— обязание восстановить жилое помещение в прежнем состоянии;
— утрата права собственности на жилое помещение, расторжение договора социального найма.
За самовольную перепланировку несут ответственность собственники жилых помещений, а также наниматели жилого помещения по договору социального найма (ч. 2, 3 ст. 29 ЖК РФ).
Если самовольная перепланировка была проведена с соблюдением строительных норм и правил, не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью, то такую перепланировку можно узаконить.
Для этого нужно заказать в специализированной организации проект перепланировки и согласовать перепланировку (ч. 1, 2 ст. 26 ЖК РФ).
Судебный механизм защиты самовольной перепланировки может быть применен, если орган, осуществляющий согласование перепланировки, отказал в таком согласовании и выдал соответствующее решение.
Если узаконить перепланировку невозможно, собственник (наниматель) жилого помещения, которое было самовольно перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Ситуация: Каковы последствия неузаконенной перепланировки?
(«Электронный журнал „Азбука права“, 2016)
Эксперт:

Никита!

Большинство Ваших работ относится к перепланировке жилого помещения
Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
[Жилищный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 25]

1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.Для чего Вам необходимо получать согласование с муниципальными органами власти.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения[Жилищный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 26]

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В случае если Вы не согласуете перепланировку, Вас могут привлечь к административной ответственности, а также обяжут привести жилое помещение в первоначальное состояние.
Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 7] [Статья 7.21]

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Эксперт:
Я так понимаю, если не провести согласования в случае необходимости, которые того требуются по закону, то потом будут проблемы с получением технического паспорта на квартиру, если таковой потребуется?
Никита

Проблемы будут не с получением тех. паспорта, т.к. выдать его выдадут, с отметкой о незаконной перепланировке, а с узакониванием перепланировки, которую придется делать в судебном порядке. В такой квартире Вы можете прожить всю жизнь и даже продать её, если у покупателей не будет претензий по несоответствию паспорта и фактического расположения всего в квартире.

Что касается самих работ, то соглашусь с коллегами, что основная часть работ, это перепланировка и переустройство.

Но вот «хочу опустить потолок во всей квартире на 10 см и зашить его гипроком» в большей степени похоже на реконструкцию, а не на перепланировку.

Статья 1. ГрК РФ Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Сходите в администрацию, узнайте как они на это смотрят, т.к. в разных регионах по разному. Возможно Вам придется получать как разрешение на реконструкцию, так и на перепланировку с переустройством.

Эксперт:

для перепланировки Вам надлежит изготовить проект в проектной организации, перед этим взять в ПИБ ГУИОН соответствующего района свежий (не старше 3 лет) техпаспорт/техплан. Поскольку все изиенения у Вас в границах квартиры, согласие остальных жильцов дома не нужно, какое-либо согласие ТСЖ/УК так же, не нужно.

На техплане у Вас будут обозначены местоположения обеих раковин, ванны и указана высота потолка. Соответственно, именно на эти работы Вам и нужно составлять проект. Если кухню будете разделять перегородкой, её тоже нужно будет вносить в проект.

Местоположение инженерных сетей (как труб так и электропроводки), электрощитка и радиаторов в техпаспорте не указывается, соответственно их Вы можете перемещать ничего не оформляя.

Далее, готовый комплект документов подаёте в МФЦ Вашего района, где в течение 45 дней (по административному регламенту Жилищного Комитета — 14 дней) Вам назначают дату заседания районной межведомственной комиссии, куда входят представители МЧС, ПИБ, ГУЖА, Администрации и Роспотребнадзора, где будет принято решение о согласовании проекта и графика производства работ. В случае согласования Вам выдадут соответствующее уведомление, и Вы можете приступать к работам.

По завершению работ Вам нужно будет уведомить ГУЖА, чтобы они сформировали приёмочную комиссию и сверили произведённые Вами работы с проектом.

И последний шаг — с приёмочным актом ГУЖА Вы вызываете представителя ПИБ, чтобы он перемерил квартиру и внёс изменения в архивные документы.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://urpravo24.ru/vidy-pereplanirovok/
  • https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/vidy-pereustrojstva-i-pereplanirovki.html
  • https://skedraft.ru/pereplanirovka/zhilishhnyj-kodeks
  • https://businessman.ru/new-pereustrojstvo-i-pereplanirovka-zhilogo-pomeshheniya-trebovaniya-zakona.html
  • https://vseodome.club/raznoe/pereustrojstvo-zhilogo-pomeshheniya-eto.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий