Конкурс с ограниченным участием - вид конкурса, в котором могут участвовать поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Конкурс с ограниченным участием - вид конкурса, в котором могут участвовать поставщики, прошедшие предквалификационный отбор.

Содержание

Понятие конкурса с ограниченным участием

Конкурс с ограниченным участием — вид конкурса, в котором могут участвовать поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований (ч.1 и ч.1.1 ст.31 44-ФЗ) к участникам закупки предъявляются дополнительные требования (ч.2 ст.31 44-ФЗ, Приложение 2 ПП РФ от г. №99).

Предквалификационный отбор (сокращенно ПКО) — процедура, в ходе которой отбираются поставщики, удовлетворяющие установленным Заказчиком единым и дополнительным требованиям.

Важный момент: Дополнительные требования в обязательном порядке должны указываться Заказчиком в извещении и конкурсной документации. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (сокращенно КОУ).

Более подробно об единых и дополнительных требованиях к участникам закупок вы можете узнать из этой статьи.

Таким образом, заявка участника сначала должна пройти предквалификационный отбор (ПКО), а уже затем рассмотрение и оценку. Если же заявка участника не прошла ПКО, то до рассмотрения и оценки она не допускается.

Поскольку все виды конкурсов по 44-ФЗ имеют единую правовую основу, то к конкурсу с ограниченным участием применяются положения об открытом конкурсе с учетом особенностей, определенных ст.56 44-ФЗ.

Прописываем дополнительные требования к участникам

Как было сказано ранее, отличительной особенностью электронного конкурса с ограниченным участием являются дополнительные требования, прописанные в документации закупки (ч. 5, 6 ст. 56.1, ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, ПП РФ № 99).

Вместе со вторыми частями заявок участники предоставляют подтвердительные документы в соответствии с ч. 7 ст. 56.1 44-ФЗ.

Среди таких дополнительных требований может быть указано условие о наличии опыта исполнения контрактов по данному объекту закупки. Если такой запрос установлен в документации, то потенциальный поставщик во второй части заявки должен предоставить копии реализованных соглашений (заключенных по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ) за указанный срок и копии регистров, которые подтверждают факт исполнения таких контрактов. При этом реализация договорных отношений должна быть проведена без штрафных санкций к исполнителю.

В том случае, если потенциальный поставщик не предоставит подтвердительную документацию в составе второй части заявок, то его предложение будет признано не соответствующим требованиям конкурсных документов (ч. 8 ст. 56.1 44-ФЗ).

ВАЖНО! Дополнительные требования не являются оценочными критериями и не могут быть использованы как критерии для оценки заявок электронной процедуры (ч. 5 ст. 56.1 44-ФЗ).

Если по результатам изучения и анализа вторых частей заявок конкурсная комиссия заказчика либо отклонила все предложения участников, либо признала лишь одного участника и его предложение соответствующим требованиям, установленным в извещении и документации, то такой электронный конкурс с ограниченным участием будет признан несостоявшимся (ч. 9 ст. 56.1 44-ФЗ).

Этап 2. Подготовка извещения и конкурсной документации

Этап 2. Подготовка извещения и конкурсной документации

Содержание извещения о закупке и конкурсной документации при проведении конкурса с ограниченным участием отличается от содержания аналогичных документов при открытом конкурсе (ч. 3, 4 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Так, в извещении о закупке и конкурсной документации нужно указать как единые, так и дополнительные требования к участникам. Последние устанавливает только Правительство РФ. Они относятся к наличию:

  • финансовых ресурсов;
  • оборудования и других материальных ресурсов;
  • опыта работы и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов требуемой квалификации.

Такой порядок определен в части 2 статьи 31, части 4 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.

Например, дополнительные требования к участникам закупки технически и технологически сложных товаров (работ, услуг) установлены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Они предусматривают:

  • опыт исполнения аналогичного контракта в течение трех лет до даты подачи заявки на участие. При этом стоимость исполненного контракта должна быть не менее 20 процентов стоимости контракта, по которому проходит конкурс;
  • собственное или арендованное на срок исполнения контракта оборудование и другие необходимые материальные ресурсы.

Дополнительные требования применяют только для предквалификационного отбора. Для оценки заявок их использовать нельзя.

Этап 7. Предквалификационный отбор

Этап 7. Предквалификационный отбор

В отличие от обычного (открытого) конкурса заказчик в конкурсе с ограниченным участием должен сначала провести предквалификационный отбор.

В ходе него нужно отобрать для оценки заявки тех претендентов, которые соответствуют дополнительным требованиям извещения о закупке и конкурсной документации.

Так, в заявке на конкурс с ограниченным участием наряду с обычной информацией должны быть документы или их копии, которые подтверждают, что участник соответствует дополнительным требованиям заказчика (ч. 2 ст. 51, ч. 6 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). Например, чтобы подтвердить необходимую квалификацию, участники закупки технически и технологически сложных товаров (работ, услуг) должны представить документы по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

Предквалификационный отбор нужно провести в течение не более 10 дней с даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам в электронной форме (ч. 7 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Перечень участников, которые прошли предквалификационный отбор, нужно зафиксировать в протоколе. Наряду с результатами отбора необходимо отразить также и обоснование принятых решений.

Однако может случиться так, что в предквалификационном отборе конкурсная комиссия:

  • отклонит все заявки или
  • найдет только одну, которая отвечает дополнительным требованиям.

В таком случае конкурс нужно признать несостоявшимся (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Фото 1

Этап 8. Публикация протокола предквалификационного отбора

Этап 8. Публикация протокола предквалификационного отбора

Протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты окончания предквалификационного отбора.

С момента размещения начинается отсчет 10 дней, когда участники могут обжаловать результаты.

Такой порядок установлен частью 8 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.

Этап 9. Рассмотрение и оценка заявок

Этап 9. Рассмотрение и оценка заявок

Конкурсная комиссия должна оценить оставшиеся заявки в том же порядке, как и на открытом конкурсе.

Результаты оформляют в протоколе рассмотрения и оценки заявок.

Может случиться так, что:

  • комиссия отклонит все заявки участников;
  • только один участник подаст заявку, которая отвечает единым и дополнительным требованиям;
  • после рассмотрения всех заявок останется только одна, которая отвечает единым и дополнительным требованиям.

В таком случае комиссия признает конкурс несостоявшимся.

Двухэтапный конкурса

Этот тип конкурса также является открытым. Ему присущи такие особенности:

  1. К участникам предъявляются единые требования, либо единые и дополнительные вместе.
  2. Характеристики закупаемого товара или услуги можно обсудить с заказчиком.
  3. После первого этапа могут быть уточнены параметры объекта закупки и оценки.

Проводится двухэтапный конкурс на закупку определенных работ, которые связаны с научными изысканиями, исследованиями, проектами, экспериментами, поставкой высокотехнологичной и инновационной продукции, созданием произведений искусства и литературы, а также с реализацией энергосервисных контрактов.

Порядок проведения

Вначале участники подают заявки без указания цены. Они проверяются на соответствие требованиям, в том числе дополнительным, если они установлены (по типу предквалификационного отбора на конкурсе с ограниченным участием). Далее проходит обсуждение поданных предложений в открытом формате, на котором могут присутствовать все желающие участники. Все это составляет первый этап процедуры, длительность которого — не более 20 дней с даты открытия заявок.

В итоге составляется протокол первого этапа, в котором заказчик указывает:

  • сведения об участниках;
  • их предложения;
  • время и место обсуждения этих предложений;
  • итоги обсуждения.

Далее заказчик вправе уточнить параметры объекта закупки и критерии, по которым будут оцениваться заявки. Уточнения отражаются в приглашении прислать окончательные заявки, которое заказчик направляет участникам, и в этот же день публикуются в ЕИС.

Участники подают заявки на второй этап конкурса с учетом уточнений и сообщают заказчику свою цену. В это же время вносится обеспечение заявки. Если участник не желает принимать участие в процедуре после уточнений характеристик объекта закупки и/или параметров оценки заявок, он не направляет заявку.

Поступившие заявки подлежат рассмотрению заказчиком по правилам, установленным для открытого конкурса. Сроки для этого установлены те же.

Конкурс с ограниченным участием

Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой. Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам. На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.

Когда проводится

Уже в самом названии процедуры содержится сообщение о дополнительном ограничении. И понятно, что любую закупку таким способом не провести, ведь суть системы госзаказа как раз в том, чтобы не было ограничения конкуренции. Но некоторые работы в рамках обеспечения государственных нужд должны быть произведены лицами, имеющими должный уровень квалификации. Поэтому любой желающий к участию в процедуре допущен быть не может.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок .

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС


Закупаются посредством «ограниченного» конкурса работы и услуги в двух случаях:

  1. Если они входят в перечень из постановления Правительства № 99 от . В нем девять видов высокотехнологичных, сложных, инновационных и специализированных работ. Вот часть из них:
    • строительные и ремонтные работы в сооружениях, которые являются сложными или опасными, а также федеральных дорог стоимостью более 150 млн рублей и муниципальных — дороже 50 млн рублей;
    • захоронение ядерных отходов;
    • организация детского отдыха;
    • услуги по питанию в школах, больницах и так далее.
  2. Если они связаны с сохранением исторических и культурных памятников, реставрацией ценных документов и коллекций музеев. Также если закупаются работы, для которых нужен доступ к базам музеев, библиотек, архивов и так далее.

Особенности

Итак, главное отличие от простого открытого конкурса — наличие доптребований к участникам и особых оснований для проведения. Дополнительные требования перечислены в части 2 статьи 31 закона 44-ФЗ. В частности, это наличие:

  • опыта исполнения работ;
  • квалифицированных кадров;
  • ресурсов — финансов или оборудования (в том числе владение им на правах аренды).

В заявках участники должны подтвердить документально, что соответствуют дополнительным требованиям.

В первые 10 дней после открытия заявок заказчик проводит предквалификационный отбор. Он подводит итоги, оформляет их протоколом и размещает его в ЕИС в течение 3-х дней.

Далее к участникам, прошедшим отбор, применяются правила отбора, предусмотренные для открытого конкурса. Заявки оцениваются по критериям, установленным в документации. На этом этапе нельзя учитывать дополнительные требования, установленные для предквалификации.

Что касается сроков, то они таковы:

  • протокол оценки заявок должен быть опубликован не позже 10 дней;
  • заключение контракта происходит не раньше 10 дней, но и не позже 20 дней после протокола;
  • на обжалование дается 10 дней с даты появления протокола в ЕИС.

Особенности конкурса с ограниченным участием в электронной форме

Для начала разберем отличительные особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме. Главным отличием такой процедуры от других являются дополнительные требования, предъявляемые к участникам тендера. Победителем закупки становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта в соответствии с критериями, установленными в документации, и заявка которого имеет первый номер (ч. 2, 3 ст. 24, ч. 1 ст. 56.1, ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Случаи проведения конкурса с ограниченным участием

Согласно ч.2 ст.56 44-ФЗ Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в следующих случаях:

  1. Закупка высокотехнологичных и инновационных товаров (работ, услуг) (Важный момент: Перечень таких товаров (работ, услуг) устанавливается Правительством Российской Федерации. См. Постановление Правительства РФ от г. №99);
  2. Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия; реставрация музейных предметов и музейных коллекций; выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Согласно Приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от г. №99 к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относятся:

  • выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
  • выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
  • выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;
  • выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
  • выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей;
  • оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей;
  • выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
  • проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (далее — инвестиционные проекты) в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
  • Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Причем для каждого случая из Приложения 2 Постановлением №99 установлены дополнительные требования, которым должен соответствовать участник закупки, а также документы, которые необходимо предоставить в качестве подтверждения соответствия таким требованиям.

Также хочу отметить, что Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч.2 ст.56 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Этапы проведения конкурса с ограниченным участием

Существует 7-ть основных этапов проведения конкурса с ограниченным участием:

Этап 1. Подготовка Заказчика к проведению закупки.

Этап 2. Размещение Заказчиком извещения и конкурсной документации в единой информационной системе (ЕИС).

Этап 3. Прием заявок от участников.

Этап 4. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде).

Этап 5. Проведение предквалификационного отбора среди участников закупки.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок (проводится по правилам открытого конкурса).

Этап 7. Заключение контракта с победителем (участником закупки, который предложил наилучшие условия исполнения контракта).

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками

На этом этапе нужно соблюсти ряд требований:

  • процедуру вскрытия конвертов нужно проводить в то время, которое указано в конкурсной документации;
  • проводить процедуру нужно публично;
  • при вскрытии конвертов нужно вести аудиозапись процедуры;
  • всю процедуру нужно отразить в протоколе вскрытия конвертов.

Также на этапе вскрытия конвертов необходимо совершить определенные действия.

Случаи признания конкурса с ограниченным участием несостоявшимся

Существует два случая, в которых КОУ может быть признан несостоявшимся (ч.9 ст.56 44-ФЗ):

1 Случай: Если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям Заказчика.

В данном случае Заказчик проводит повторный конкурс или новую закупку (ч.2 ст. 55 44-ФЗ).

2 Случай: Только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям Заказчика.

В данном случае Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ (ч.1 ст. 55 44-ФЗ).

Этап 4. Предоставление конкурсной документации. Разъяснение ее положений. Прием заявок

Этап 4. Предоставление конкурсной документации. Разъяснение ее положений. Прием заявок

После того как заказчик опубликует извещение и конкурсную документацию, наступает следующий этап. Он длится до вскрытия конвертов с заявками. В течение него заказчик:

  • предоставляет участникам конкурсную документацию;
  • дает разъяснения по ней;
  • принимает заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Чтобы принять участие в конкурсе, претенденты на заключение контракта подают заявки в сроки и по форме, установленные в извещении о закупке и конкурсной документацией (ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Готовимся к проведению конкурса с ограниченным участием в электронной форме

Согласно ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, организовывать электронный конкурс с ограниченным участием нужно, если закупаемые товары, работы или услуги являются инновационными и технологически сложными или же имеют специализированные характеристики. Исполнителями таких контрактов могут быть поставщики с определенным уровнем квалификации.

При определении таких специфических объектов закупки заказчику надлежит руководствоваться Приложением № 2 к ПП РФ № 99 от .

Среди таких предметов контракта выделяют:

  • работы и услуги по сохранению культурного народного наследия РФ, различных памятников, предметов искусства и музейных ценностей;
  • закупки по определению кадастровой стоимости для госоценки;
  • организацию отдыха и оздоровления детей.

Таким образом, в тех случаях, когда заказчик планирует провести торги по покупке высокотехнологичной продукции или же инновационных товаров, работ или услуг, ему необходимо применять электронный конкурс с ограниченным участием (ст. 10 44-ФЗ). При этом информация о такой процедуре в обязательном порядке включается в плановую документацию, так как план-график является непосредственным основанием для осуществления электронных торгов (ч. 1, 11 ст. 21 44-ФЗ).

Этап 1. Подготовка к конкурсу

Этап 1. Подготовка к конкурсу

Подготовка к конкурсу с ограниченным участием ничем не отличается от подготовки к открытому конкурсу.

Так, перед тем как приступить к подготовке извещения, заказчик должен:

  • обосновать выбор конкурса с ограниченным участием;
  • создать комиссию по проведению закупок.

Подробнее см.:

  • Как составить план-график закупок;
  • Как создать комиссию по проведению закупок.

Проводим электронный конкурс с ограниченным участием

Рассмотрим электронный конкурс с ограниченным участием 44-ФЗ пошагово.

Шаг 1. Для того чтобы электронная закупка состоялась, заказчику необходимо подготовить конкурсную документацию с установленными дополнительными требованиями, извещение и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3 44-ФЗ). Срок размещения документов об электронной закупке — не менее чем 15 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в торгах (ч. 1 ст. 54.2, ч. 5 ст. 54.3 44-ФЗ).

Вот пример документации, подготовленной для электронного конкурса с ограниченным участием.

Скачать

Шаг 2. Далее при организации конкурса с ограниченным участием в электронной форме закупочной комиссии заказчика необходимо подготовить и направить оператору ЭП следующие протоколы:

  1. Рассмотрения и оценки первых (ч. 6 ст. 54.5) и вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ).
  2. Подведение итогов электронного конкурса с ограниченным участием (ч. 11, 12 ст. 54.7 44-ФЗ). Данный протокол нужно также опубликовать в Единой информационной системе.
  3. При необходимости — рассмотрение единственной заявки на участие в электронных торгах (п. 3 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 55.1 44-ФЗ).

Шаг 3. После определения победителя с ним нужно заключить контракт (ч. 1 ст. 83.2 44-ФЗ) на площадке минимум через 10 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 1 ст. 24.1, ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ).

Этап 3. Публикация извещения и конкурсной документации

Этап 3. Публикация извещения и конкурсной документации

Заказчик (или при централизованных закупках уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) должен разместить в Единой информационной системе (далее – ЕИС):

  • извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и
  • конкурсную документацию.

Это нужно сделать в том же порядке, что и при открытом конкурсе.

Вопросы и ответы

по 44-ФЗ Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению (извещение 0172200004718000227)

Согласно конкурсной документации и пункту 9 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Согласно пункта 4 статьи 56 «Особенности проведения конкурса с ограниченным участием» Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Однако Заказчик в качестве критерия оценки заявок (по которым начисляются баллы) выбрал "деловую репутацию" (т.к. опыт работы является дополнительным требованием и не может использоваться в качестве критерия оценки заявок), которую просит подтвердить наличием исполненных договоров сопостовимого характера предмету конкурса.

ВОПРОС № 1: получается деловая репутация и опыт работы подтверждается одними и теме же документами - правомерно ли это?

ВОПРОС № 2: что такое "деловая репутация" по 44-фз и как она может быть подтверждена?

Вопрос № 3: как можно доказать, что под критерием "деловая репутация" Заказчик все же берет опыт работы.

Эксперт:
ВОПРОС № 1: получается деловая репутация и опыт работы подтверждается одними и теме же документами — правомерно ли это?

Алексей Петренко

Алексей, добрый день! Исходя из положений ст. 31 опыт работы и деловая репутация являются разными критериями соотвественно «показатель деловой репутации» может использоваться в качестве нестоимостного критерия оценки участников, как разъяснило Минэкономразвития в письме

от 07.03.2017 N Д28и-831

Учитывая изложенное, если в отношении участников закупки были установлены дополнительные требования, то применение в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема неправомерно.
При этом в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» могут быть использованы совокупная стоимость таких контрактов (договоров) и (или) совокупное количество оказанных услуг (реализованных путевок, количества детей, отправленных на отдых), подтвержденных контрактами (договорами), заключенными участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, представленными в составе заявки.исходя из изложенного и положений 44-ФЗ в случае использования критерия квалификации при отборе участников, нельзя использовать данный показатель для оценки поданных заявок. Нарушение данного требования в том числе имеет место когда для оценки по критерию «деловая репутация» используются аналогичные документы что и для первоначального отбора участников по критерию опыта. Отличие опыта от деловой репутации как минимум состоит в том, что опыт установлен в качестве такового в привязке к конкретной сфере а деловая репутация включает деятельность участника в целом, без привязки к конкретной сфере.ВОПРОС № 2: что такое «деловая репутация» по 44-фз и как она может быть подтверждена?

Алексей Петренко

это более широкое понятие чем опыт поскольку в рамках 44-ФЗ опыт привязан к аналогичной с предметом закупки сфере. Соответственно деловая репутация может быть подтверждена иными документами не использованными для подтверждения опыта, например исполнением договоров участником в других областях не являющихся предметом закупки, т.е. так, чтобы доказательство деловой репутации не пересекалось с доказательством квалификации с учетом требований, установленных постановлением №99

Вопрос № 3: как можно доказать, что под критерием «деловая репутация» Заказчик все же берет опыт работы.

Алексей Петренко

совпадением показателей которые учитываются заказчиком при оценке деловой репутации и опыта работы исходя из положений постановления №99, т.е. чтобы со стороны заказчика не было нарушения 44-ФЗ для оценки деловой репутации не должны учитываться договоры участника, принятые для определения наличия опыта

Эксперт:

В п. 27  Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее — Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.

Т.е. как верно отметил мой уважаемый коллега Андрей Власов, по сути деловая репутация — составная часть квалификации участника и позволяет эту самую квалификацию оценить, наряду с остальными признаками.

При этом дополнительно отмечу, что тот же ФАС в письме от 8 октября 2015  № АЦ/54940/15 указывал, что требовать сертификат при отсутствии обязательного (установленного законом) членства в СРО недопустимо, а наличие такого сертификата вовсе не свидетельствует о более высокой квалификации участника закупки.

Плюс странным выглядит пункт «другие документы по усмотрению участника». Нет четкого понимания, что это за документы и как их собирается оценивать заказчик. (решение Тамбовского УФАС № РЗ-372/17, аналогичное действие признано нарушением)

ГОСТ 15-го года заменен ГОСТом 17 года. Согласно этому документу «опыт и деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности (деловая репутация): совокупность характеристик, которая определяет оценку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя с точки зрения их деловых качеств, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы и репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Стоит исходить из такого определения, я считаю.

В принципе, разные обстоятельства и факты могут подтверждаться одними и теми же документами, тут ничего такого нет и юридически это вполне реально. Я имею в виду, что (к примеру) один и тот же документ, подтверждающий квалификацию, на стадии предварительного отбора будет фактором, позволяющим заказчику признать участника прошедшим отбор и подошедшим под критерии, а при проведении самого конкурса — будет оцениваться уже значимость этого документа в рамках соответствующего критерия.

Эксперт:

Алексей.

Похоже, что заказчик что-то напутал в документации. В п. 4 раздела 12 документации указано, что применяется показатель «деловая репутация (Положительные отзывы Заказчиков)».

Предусмотрен 1 показатель:
«Деловая репутация участника закупки» (Положительные отзывы Заказчиков)
Значимость показателя – 100 %.
Коэффициент значимости показателя – 1,0

То есть чтобы получить баллы по этому показателю по идее нужно представлять такие отзывы и об этом сказано в п. 4.1 раздела 12 Документации о закупке.

Для подтверждения наличия у участника конкурса деловой репутации участник представляет в составе заявки копии контрактов (договоров) в области оказания услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления за период с 01.01.2016 по дату подачи заявок на участие в конкурсе и заполняет форму «Деловая репутация»
Сведения, содержащиеся в отзыве и форме «Деловая репутация»,  должны в обязательном порядке подтверждаться копиями следующих документов: копиями соответствующих надлежаще исполненных  контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления со всеми приложениями и изменениями и копиями всех оформленных документов подтверждающих надлежащее оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления. Под документами подтверждающими надлежащее оказание услуг понимаются  акты сдачи-приемки оказанных услуг  исполнения контракта (договора) и (или) иные документы, подтверждающие оказание услуг.        

При этом есть инструкция по ее заполнению.

Инструкция по заполнению формы «Деловая репутация участника закупки»: в графе 1 формы указываются дата и номер выдачи  отзыва, соответствующие представленной копии отзыва; в графе 2 формы указывается сроки оказания услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления (даты начала и окончания оказания услуг по контракту (договору), соответствующие копии контракта (договора) и представленным копиям документов оказанных услуг; в графе 2 формы указывается информация о заказчике: наименование, ИНН заказчика, заключившего контракт (договор); в графе 3 формы указывается номер и дата заключения  контракта (или договора) с заказчиком, соответствующие представленной копии контракта (договора); в графе 4 формы указывается предмет контракта (договора), соответствующий копии контракта (договора); в графе 5 формы указывается цена контракта (договора) в тыс. руб., соответствующий представленным копиям контракта (договора) и копиям документов оказанных услуг; в графе 6 формы указывается информация о неустойках (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту (договору): при отсутствии неустоек необходимо указать «неустойки отсутствуют»,  при наличии неустойки – указать размер неустойки, основание взыскания и дату взыскания неустойки. 

Однако такая форма (Деловая репутация) в документации отсутствует. Вместо этого есть Форма «ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА» (таблица 5).

При этом указано, что оценка показателя будет производиться по данным из этой формы.

Для каждого из показателей установлена его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, указанных участником в Таблице 5, Приложение № 3 к специальной части.

 Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показатель «успешный опыт исполнения контрактов» не может применяться для оценки заявок, так как такое дополнительное требование предъявлено к участникам закупки.

30. В случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Таким образом, для оценки по показателю «Деловая репутация» должны использоваться отзывы. Однако, с учетом противоречивых сведений в документации рекомендую направить заказчику запрос о разъяснении.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/konkurs-s-ogranichennym-uchastiem-po-44fz.html
  • https://goscontract.info/tender/konkurs-s-ogranichennym-uchastiem-po-44-fz
  • http://nalogobzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki/kak_provesti_konkurs_s_ogranichennym_uchastiem/72-1-0-3099
  • http://zakupki-kontur.ru/news/konkursy-po-44-fz-dvuxetapnyj-i-s-ogranichennym-uchastiem/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий