Куда обратиться для получения гранта? Гранты на обучение, научные исследования, поездки, социальные проекты. Какие документы нужны? Типовые причины отказа. Куда обратиться для получения гранта? Гранты на обучение, научные исследования, поездки, социальные проекты. Какие документы нужны? Типовые причины отказа.

Прохождение конкурсной процедуры

Гранты в форме субсидии могут выделяться только при условии прохождения образовательной организацией конкурсной процедуры. Ее непременное условие – заполнение и подача заявки.

В заявке указываются: проблема, на решение которой направлен проект, его цель и задачи; целевая аудитория; этапы и сроки реализации проекта; результаты проекта и критерии оценки эффективности.

Единого подхода к формированию критериев отбора проектных заявок на получение гранта, который можно было бы использовать для различных муниципальных образований или субъектов РФ, не существует. Как правило, заявка оценивается по следующим позициям:

3конкурса

на предоставление грантов были проведены в 2015 г. по распоряжению Президента РФ от №  79-рп, 1377 участников получили финансовую поддержку

  1. Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект: соответствие уставной деятельности участника конкурса приоритетам социально-экономического развития территории, на которой он расположен; понимание участником конкурса сути проблемы, которую он собирается решить с помощью проекта.
  2. Реалистичность способа достижения цели и решения задач проекта: количество граждан, которые примут участие в проекте; измеряемость предполагаемых улучшений в уставной деятельности участника конкурса в результате получения гранта (наличие показателей, позволяющих оценить результаты субсидирования); определение краткосрочных и долгосрочных результатов проекта (перспективы работы участника конкурса после окончания финансирования по гранту).
  3. Надежность участника конкурса: результативность работы в предыдущие годы; наличие квалифицированного персонала и возможностей для привлечения лиц на договорных и других основаниях; готовность вложения в проект собственных средств либо средств, привлеченных из иных источников.

Для оценки заявки подходит балльная система. Такая система используется Департаментом образования города Москвы при отборе школ – получателей грантов мэра Москвы.

Судьбу поданной заявки на предоставление гранта решает экспертный совет. В его состав входят специалисты в области экономики, юриспруденции и образования, поэтому в шорт-лист («полуфинал») попадают только качественные проекты или проекты с оригинальной идеей.

На каждом этапе оценки возможен отсев заявки по разным критериям – нужно быть к этому готовым.

Допустим, вы подали заявку на грант, но проект не прошел конкурсный отбор. Попробуйте еще раз внимательно прочитать и критически оценить документы, посоветуйтесь с победителями. Если проект стал финалистом конкурса, постарайтесь найти другой способ его реализовать.

Какие документы нужны для получения гранта

Чаще всего в список входят следующие бумаги:

  • Верно заполненная заявка или анкета участника;
  • Копии документов, удостоверяющих личность автора проекта;
  • Копии документов, которые подтверждают, что фирма или организация автора состоит в реестре Налоговой службы или копии документов, подтверждающих, что созданы дополнительные рабочие места (эти бумаги могут потребоваться при получении гранта на расширение бизнеса);
  • Подробный бизнес-план;
  • Копии учредительных документов организации.

Решение о финансировании

Автор проекта подготовил требуемые бумаги и подал свою заявку на участие в конкурсе. Первый этап работы экспертной комиссия – рассмотрение предоставленных документов (в том числе проверка верного составления заявки). Затем эксперты внимательно изучают бизнес-планы конкурсантов, проверяют достоверность представленных расчетов.

Если фонд государственный, то первоочередными являются заявки тех авторов, которые уже имеют начальный капитал и могут вложить свои средства в представленный проект. Организации, которые уже имели гранты от фонда и подали заявку повторно, имеют большие шансы на положительное заключение.
Минимальные шансы имеют те проекты, которые полностью покрывают финансирование грантом. Также эксперты учитывают динамику развития существующего бизнеса.

По критериям фонда формируется рейтинг проектов. Претенденты, которые набрали наибольшее количество баллов в конкурсе, получают уведомление о положительном решении. Официальный сайт организации подтверждает информацию.

Не все поданные заявки проходят отбор: отказ может быть связан как с проблемами в документации или несостоятельностью проекта, так и с отсутствием вакантных мест на грант.

Фото 1

Кто может получить?

Теоретически грант может получить любая организация / исследователь / предприниматель, если его проект (исследование) достоин внимания и соответствует направлению деятельности фонда, в который автор проекта обращается за помощью.

Иностранные организации предпочитают вкладывать деньги в те предложения, которые уже получали гранты на родине. Государственные фонды содействуют той категории граждан, которой необходима поддержка на старте. В приоритете находятся:

  • Студенты, окончившие вуз;
  • Лица, потерявшие работу;
  • Работники, которые попали под сокращение;
  • Матери, которые воспитывают детей в одиночку;
  • Люди с ограниченными возможностями;
  • Военные в отставке.

Как получить?

Все актуальные сведения о конкурсах на получение грантов можно найти на сайтах организаций, в бизнес-инкубаторах и Министерствах экономического развития регионов страны.

Обычно для получения гранта нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Выбрать фонд, который специализируется в сфере реализации проекта.
  2. Подробно ознакомиться с информацией о том, кому, в каких объемах и на какую деятельность организация уже одобряла гранты.
  3. Ознакомиться с тем, на каких условиях возможна финансовая поддержка. Изучить список необходимых документов, внимательно заполнить заявку.
  4. Собрать требуемые документы.
  5. Составить и предоставить для рассмотрения комиссии бизнес-план. План должен быть реалистичен, четко описывать цели, возможные проблемные ситуации и пути выхода из них. Финансовая сторона реализации проекта должна быть точно прописана.
  6. Грамотно составить презентацию проекта, чтобы максимально заинтересовать представителей фонда и повысить свои шансы на получение финансовой помощи.

После остается только ждать решения организации. Обычно рассмотрение заявок занимает порядка трех месяцев, после чего решение сообщается конкурсантам.

Если конкурс пройден успешно и автор проекта получил уведомление о решении организации, он может пройти процедуру получения средств.

Процедура получения гранта

Для получения гранта необходимо описать проект так, чтобы члены экспертной комиссии заинтересовались его реализацией. Дополнительным стимулом для принятия положительного решения будет являться и то, сколько средств готов вложить в проект сам автор.

Деньги могут быть перечислены разово, если проект краткосрочный, или поделены на части. Полученную помощь потратить на свое усмотрение не получится: за нее нужно отчитаться чеками и документами о полученных результатах (например, публикациями статей, если речь идет о научном исследовании).

Законодательное регулирование грантов и решение возникающих споров лежит в правовой области Гражданского Кодекса РФ. Налогообложение грантов в России предполагает льготный характер. Финансовая помощь не подлежит налогообложению.

Чтобы средства, выданные иностранной организацией, не облагалась налогом, ресурс должен входить в Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов.

Фото 2

Какие проекты чаще всего получают гранты?

Перспективным направлением является разработка проектов, нацеленных на создание новых технологий и продуктов – финансирование инноваций является приоритетным направлением во всех сферах деятельности. Как государство, так и частные организации охотно поддерживают проекты в социально значимых сферах. Однако фонды, проводящие конкурсы на получение средств, есть во всех областях деятельности.

Какие начинания чаще всего осуществляются именно за счет грантов?

  • Стажировка или обучение. Повышение качества знаний может проходить как в родной стране, так и за ее пределами. Обучение может быть краткосрочным или длительным – до трех лет. В таком случае финансирование будет частичным. В зависимости от обучения и его стоимости расходы могут быть покрыты в полном объеме или частично. Получение грантов на обучение чаще предназначено для студентов.
  • Исследовательская деятельность. Проведение исследований требует дополнительных источников финансирования: деньги нужны для покупки оборудования, научных экспедиций, доступа к платным ресурсам. Чаще всего финансирование научных проектов рассчитано на небольшое количество времени – до нескольких месяцев. Если деятельность является инновационной, то шанс получить помощь на исследование возрастает.
  • Поездки. Оказываемая помощь может покрыть все транспортные расходы, если автор проекта приглашен на конференцию, симпозиум или семинар за пределами своего региона или страны.
  • Малобюджетные кратковременные социально значимые проекты. Деньги, выделенные фондом, могут быть потрачены на оборудование, помещение, приглашение специалистов, информирование о проекте. Можно получить помощь для реализации одного мероприятия – конференции, семинара и т. п.

Что такое гранты?

При слове «грант» обычно вспоминаются студенты-отличники или молодые ученые, разъезжающие по конференциям. Что же такое грант на самом деле?

Грантом называют финансовую или натуральную помощь, которая направлена на открытие или расширение бизнеса, научные исследования. Основной отличительной чертой такого финансирования является ее безвозмездная основа – средства не нужно возвращать.

Гранты могут выделяться из разных источников финансирования: государственных фондов или частных организаций (как отечественных, так и зарубежных). При разработке идеи желательно выбрать одну организацию и следовать ее правилам, подавать заявки сразу на несколько грантов нецелесообразно.

Кто может получить грант

Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и письма Минфина России от № 02-13-09/35843 грант могут получить физическое лицо, группа лиц, организация. Чаще всего гранты распределяются на конкурсной основе, но иногда даются на готовые проекты или на развитие организации.

Конкурсы на получение грантов могут проводить органы власти различного уровня, но только в том случае, если в соответствующем законе о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий, в т. ч. на конкурсной основе:

  • для бюджетных и автономных образовательных учреждений (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);

Обратите внимание

Гранты предоставляются как государственным (муниципальным) образовательным организациям, так и частным

  • для педагогического персонала образовательных учреждений (п. 7 ст. 78 БК РФ).

Заметим, что сейчас формирование бюджетов происходит по программно-целевому принципу, т. е. с учетом принятых государственных (муниципальных) программ.

Иными словами, образовательная организация может участвовать в конкурсе на получение гранта, если он запланирован в государственной (муниципальной) программе и в бюджете для этого предусмотрены денежные средства.

Важный момент механизма грантовой поддержки образовательных организаций – заложенная в БК РФ возможность их участия в тех конкурсах, которые проводит учредитель, и в конкурсах, проводимых другими органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Так, муниципальное образовательное учреждение городского поселения может участвовать в конкурсах на предоставление гранта, которые проводятся:

  • органами местного самоуправления городского поселения;
  • органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит это городское поселение;
  • органами власти субъекта РФ, в который входит муниципальный район;
  • органами власти согласно решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Законодательство устанавливает требования к образовательным организациям, желающим участвовать в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий.

Если организация собирается участвовать в конкурсе, который проводит орган власти – не ее учредитель, она должна получить согласие своего учредителя. Согласие нужно оформить на бланке учредителя в произвольной форме.

Важный документ

Постановлением Правительства РФ от № 497 (приложение № 7) определены Правила предоставления грантов в форме субсидий в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Поскольку предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов нижестоящего уровня в бюджеты вышестоящего уровня невозможно, образовательные организации не могут участвовать в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий, проводимых органом, который относится к более низкому уровню власти, чем его учредитель, если в положении о конкурсе содержится требование о контроле органом-учредителем за использованием гранта организацией-победителем. Кроме того, образовательные организации не могут участвовать в конкурсах на предоставление грантов, если в условиях конкурса установлены ограничения: только для организаций, созданных муниципальным образованием, субъектом РФ или РФ.

Отдельный случай – казенные учреждения. Законодательство РФ напрямую не запрещает им участвовать в конкурсах на предоставление грантов. Однако в п. 4 ст. 78.1 БК РФ говорится, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. Поэтому субъекты РФ в своих нормативных правовых актах исключают казенные учреждения из участников конкурса на получение гранта (Закон Московской области от № 27/2013-ОЗ «О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий и инноваций»).

Однако если конкурс проводит не орган власти, казенное учреждение и его работники могут с согласия учредителя принять в нем участие.
Фото 3

чПКФЙ ОБ УБКФ

Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие "федералов" в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.

Сроки предоставления грантовых средств

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.
В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.
Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть "правила игры" определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Фото 4

Типовые причины отказа финансовой поддержки

Чаще всего в предоставлении гранта отказывают по следующим причинам:

  • Отсутствие опыта в сфере, представленной проектом;
  • Негативный опыт использования выданных ранее средств или банковских продуктов;
  • Недостоверность представленных расчетов;
  • Отсутствие одного или нескольких документов из перечня.

Примеры организаций, предоставляющих гранты, можно найти в Сети. Наиболее популярными в России являются Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, фонд Сколково, а также частные благотворительные фонды меценатов. Одним из популярных фондов, поддерживающих международные отношения, является Global Fund for Women.

Среди грантодателей на территории СНГ основным является Фонд Евразия. В Европе широко известны такие организации как Фонд Швейцарской академии технических наук, Немецкая служба академических обменов. В США гранты могут выдавать Фонд братьев Рокфеллеров, Фонд Форда, ЕСА и др.

Фото 5

Конкурсы на получение гранта

Приведем пример. Группа выпускников одного из лучших столичных вузов в течение нескольких лет занимается исследовательской деятельностью. Однажды молодые исследователи узнают о конкурсе, который проводит некая организация (например, "Совет молодых ученых"). Для того чтобы стать участником, нужно соответствовать целому перечню требований. Но предложение довольно заманчивое. Ведь победитель сможет получить приз, представляющий собой довольно внушительную сумму. А это в дальнейшем позволит продолжить исследования, что для истинного ученого является смыслом жизни.

Что такое грант на обучение, и как его получить?

Среди студентов и выпускников российских вузов немало талантливых молодых людей. Но далеко не все они являются детьми успешных бизнесменов. Деньги — зло, но без них, к сожалению, сложно в этой жизни чего-либо достигнуть. Однако людям любознательным, упорным и способным не стоит отчаиваться. Ведь у каждого есть шанс получить субсидию на получение образования в зарубежном университете. Международный грант — это возможность не только приобрести специальность в престижном учебном заведении, но и значительно повысить знание иностранного языка. Такие субсидии выдают научные фонды, вузы, общественные организации.

Грант на обучение может быть как полным, так и частичным. В первом случае покрываются все расходы, включая дорогу, проживание и питание. Но такие гранты встречаются довольно редко. Частичную субсидию получить куда проще.

Каковы критерии?

Требования к участникам могут быть различными. Отбор претендентов на получение гранта для проведения исследований обычно осуществляется по следующим критериям:

  • Руководитель исследовательского коллектива не достиг сорока лет.
  • Все его участники - студенты, аспиранты, докторанты или сотрудники определенного вуза или НИИ.
  • Участники коллектива опубликовали ряд научных статей.

Перечень публикаций, монографии, написанных членами коллектива, подается вместе с прочими документами. Помимо основных данных об участниках конкурса, иногда нужно предоставить информацию о коэффициенте участия. Занимается этим руководитель коллектива. То есть он в определенный документ вносит следующее: "Иванов - 0,8, Петров 0,15, Сидоров 0,25 и т. д.". Существует еще такое понятие, как дополнительный грант. Это субсидия, которую получает победитель в конкурсе, состоящим из нескольких этапов.

Во время первой фазы специальная комиссия выбирает несколько участников, продемонстрировавших наиболее выраженную тенденцию к росту. Они получают гранты, но на этом конкурс не завершается. Во второй фазе организаторы проводят отчётную конференцию, в ходе которой молодые руководители рассказывают о работе своих коллективов. Второй приз получает тот, чей рассказ наиболее убедителен.

Вопросы и ответы

Доброго времени суток, глубокоуважаемые наши юристы! Собираюсь открывать масштабное собственное дело, полезное не только лишь мне, а ещё и государству, приносящее внушительный доход, и требующее при этом гигантских финансовых вложений. Могу ли я во благо людей и Родины запросить Президентский грант на реализацию собственного бизнеса, и на какую максимальную сумму возможно это сделать?

Эксперт:

Доброго времени суток!
Формального ограничения по размеру гранта не установлено, целесообразность предложенной сметы и соответствие запрашиваемого размера гранта целям и результатам проекта будут оценивать эксперты.
Рекомендуется придерживаться следующих размеров запрашиваемого гранта в зависимости от типа проекта:
— до 500 000 рублей – проекты, реализуемые организациями с небольшим опытом и (или) на небольшой территории;
— свыше 500 000 рублей и не более 3 000 000 рублей — региональные проекты;
— свыше 3 000 000 рублей — проекты, реализуемые на территории нескольких регионов или федеральных округов;
— свыше 10 000 000 рублей – проекты общероссийского масштаба и значимости. Но и это не исчерпывающая информация.
Удачи и успехов вам.

44-ФЗ Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

Мы ФГУП. Полностью хозрасчетный (производим медицинский инструмент). Бюджетных средств не имеем. По какому закону мы должны вести закупочную деятельность (223 или 44)?

Эксперт:

Если вы осуществляете закупку от имени гос. органа, то вы обязаны руководствоваться 44 ФЗ (ч. 6 ст. 15 данного закона). В остальных случаях — по ФЗ 223 (ч. 2 ст. 1 223 ФЗ).

Эксперт:

Уважаемый Владимир!

В соответствии с законом №321-ФЗ,все унитарные предприятия не зависимо от источников финансирования их деятельности и рода деятельности будут осуществлять закупки руководствуясь законом №44-ФЗ.

При этом:

До конца 2016 года ВСЕ унитарные предприятия обязаны:

1. пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в роли заказчика по Закону № 44-ФЗ. Для регистрации унитарного предприятия в
ЕИС в роли заказчика по Закону № 44-ФЗ необходимо получить соответствующую
электронную подпись в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю;
2. создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. В
соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы,
контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное
профессиональное образование в сфере закупок;

3. осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы. Унитарные
предприятия должны сформировать, утвердить и разместить в ЕИС план закупок и
план-график закупок в порядке,
установленном главой 2 Закона № 44-ФЗ. План закупок и план-график закупок
утверждается в течение 10 (десяти) рабочих дней после утверждения плана
финансово-хозяйственной деятельности и в течение 3 (трех) рабочих дней
размещаются в ЕИС.

Непонятно кто попадает под исключение: предприятия у которых есть план закупок или предприятия закупающие за счет грантов и исполняющие контрактные обязательства?
Владимир Бондаренко

Исключения касаются всех унитарных предприятий, они вправе осуществлять часть закупок в соответствии с положениями Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого им
необходимо до конца 2016 года принять правовой акт об осуществлении закупок по
Закону № 223-ФЗ, в отношении закупок, предусмотренных ч. 2.1. ст. 15 Закона №
44-ФЗ, а именно:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и
юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными
юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов),
предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту (это только контракты по 44-фз) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контрактаиных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Важно, если унитарное предприятие принимает решение осуществлять часть закупок по Закону № 223-ФЗ и имеет утвержденный правовой акт, предусмотренный ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (далее — положение о закупках), размещенное в ЕИС, то размещать новое положение о закупках не требуется. В этом случае унитарные предприятия до конца 2016 года должны внести изменения в существующее положение о закупках и разместить новую редакцию положения о закупках с перечнем внесенных изменений в ЕИС. В соответствии с Законом № 321-ФЗ и ч. 2.1. ст. 15 Закона № 44-ФЗ решение об осуществлении части закупок по Закону № 223-ФЗ принимается унитарным предприятием на один год и не может быть изменено в текущем году.

вопрос о получении субсидии для развития малого бизнеса и уплате налогов с нее. В 2013 году мне как начинающему предпринимателю от администрации города, в рамках реализации муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего бизнеса на территории городского поселения" была предоставлена субсидия в виде гранта в размере 240000 рублей. Отчетный период по договору использования денежных средств 2013-2014 год. По целевому использованию перед администрацией я отчитался, замечаний нет. В январе 2014 я решил закрыть ИП, т.к. бизнес не пошел. После обращения в ИФНС мне сказали что нужно сдать декларацию за 2013 год (у меня УСН 6%), где указать сумму гранта как доход и с нее выплатить налог. Также нужно предоставить копии всех отчетных документов по целевому использованию средств. Мой доход за весь 2013 год 29280 без учета гранта. Хочется узнать обязан ли я платить налог за предоставленную субсидию бизнесу? Если нет то на какую статью НК я могу сослаться при общении с сотрудниками ИФНС?

Эксперт:

Константин!

Предлагаю Вам ознакомиться с письмом МИНФИНА РФ:

Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о 12.04.2012 № 03-11-11/121
Вопрос: Индивидуальный предприниматель в рамках реализации целевой программы  развития  и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 гг. получил  субсидию  на безвозмездной и безвозвратной основе в виде целевых бюджетных денежных средств для возмещения финансовых затрат на организацию собственного  бизнеса , а именно на приобретение основных средств. Денежные средства поступили из бюджета на расчетный счет ИП в мае 2011 г. Основные средства были приобретены в мае — октябре 2011 г. ИП применяет УСН с объектом «ДОХОДЫ».
Возникают  ли  у ИП доходы в виде указанных  субсидий  для целей  налога , уплачиваемого в связи с применением УСН? Вправе  ли  ИП уменьшить сумму дохода в виде  субсидий  на сумму расходов на приобретение основных средств? Если да, то каков порядок учета указанных доходов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) средства финансовой поддержки в виде  субсидий , полученные в соответствии с Федеральным законом «О  развитии  малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Вышеуказанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета таких средств.
Учет полученных средств и сумм произведенных за их счет расходов следует осуществлять налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что порядок учета и признания расходов на приобретение основных средств установлен пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса и подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса и подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Исходя из этого, расходы на приобретение основных средств, произведенные за счет  субсидии , полученной в 2011 году в соответствии с Федеральным законом «О  развитии  малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», должны отражаться индивидуальными предпринимателями в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Пропорционально расходам в данном случае следует отражать в составе доходов и полученную сумму  субсидии .
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Эксперт:

Государственные и муниципальные субсидии регулируются законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 

Согласно абз 6,7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым — шестым (от себя добавлю, что вышеприведенный абзац — шестой) настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом — шестом настоящего пункта.

Раньше надо было субсидию полностью включать в доход и платить налог. С 2011 года — специальный порядок, указанный выше.

Так как, если не ошибаюсь, Вы сумму субсидии потратили в первый же налоговый период (год), то за него надо указывать всю эту сумму в качестве дохода и одновременно оформить произведенные за счет суммы субсидии расходы. Налог — 0.

Аналогичное видение в письме Минфина от 12.04.2012 № 03-11-11/121 (Там про 2011 г. — но это не важно):

"Учет полученных средств и сумм произведенных за их счет расходов следует осуществлять налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

… Исходя из этого, расходы на приобретение основных средств, произведенные за счет субсидии, полученной в 2011 году в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», должны отражаться индивидуальными предпринимателями в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Пропорционально расходам в данном случае следует отражать в составе доходов и полученную сумму субсидии."

Эксперт:

Константин.

Субсидия на развитие предпринимательской деятельности от центра занятости не считается доходом полученным в результате предпринимательской деятельности и налогами не облагается (Письмо Минфина России от 27.08.10 №03-11-11/224).

Налоговым кодексом установлен специальный порядок учета субсидий в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение 2 лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге для целей налогообложения результат от этих операций будет нулевым;
— если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
Но такой порядок учета не распространяется на случаи, когда за счет субсидии приобретено амортизируемое имущество, например основное средство.

Кроме того, из Письма министерства финансов от 12.04.2012 № 03-11-11/121 следует, что, расходы на приобретение основных средств, произведенные за счет субсидии, полученной в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», должны отражаться индивидуальными предпринимателями в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. 

Более подробно в статье: С субсидий, полученных на развитие бизнеса, налоги платить не нужно.

С Уважением.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://e.rukobr.ru/article.aspx?aid=462129
  • https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/kak-poluchit-grant
  • https://printscanner.ru/otlichie-granta-ot-subsidii/
  • https://businessman.ru/grant-eto-bezvozmezdnaya-subsidiya-na-provedenie-issledovaniy-kak-poluchit-grant.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий