Фонд перераспределения земель - Инструкция. Понятие фонда перераспределения земель и для чего он был создан? Какие земли входят в фонд и кому они могут быть переданы для использования?

Фонд перераспределения земель для сельскохозяйственных нужд

Наделы сельскохозяйственного назначения состоят из неоднородных по своей массе участков. Черноземные наделы и благоприятные для произрастания культур земли используются в качестве сельскохозяйственных на праве собственности, владения, пользования или аренды.

Вспомогательные земли сельскохозяйственного назначения представляют собой следующие территории:

  • подъездные дороги, магистрали и пути сообщения между населенными пунктами;
  • площади, занятые складами и иными сооружениями для с/х продукции;
  • искусственные водоемы и водохранилища для орошения почвы.

Водные территории входят в состав земельных участков и составляют категорию недвижимого имущества. Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ, указанные объекты подлежат передаче в собственность, владение, пользование или аренду вместе с земельным участком.

Земли сельскохозяйственного назначения включают в свой состав древесно-кустарниковые породы и растительность. Определение принадлежности флоры находится в ведении лесного законодательства. Ст. 103 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные насаждения не подлежат купле-продаже, а значит не входят в состав земельных угодий с/х назначения. Остальная растительность, включая древесно-кустарниковую, может являться объектом правоотношений.

Фонд сельскохозяйственного назначения состоит из угодий и непригодных к посеву площадей. Вторую категорию наделов составляют овраги, болотистая местность, гари и иные труднодоступные для засева участки. До окультуривания непригодных площадей, они не могут входить в фонд перераспределения земель.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель

Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:

  • участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
  • территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
  • земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
  • недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
  • участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
  • участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
  • недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).

Как происходит формирование фонда?

Фонд перераспределения земель создаётся из площадей, имеющих сельскохозяйственное предназначение, но в виду обстоятельств их эксплуатация приостановлена , или же они были переданы муниципальным органам в процессе совершения законной сделки.

В частности, если опираться на Земельный Кодекс Российской Федерации, то обсуждаемый фонд может получить землю при следующих обстоятельствах:

  • При отсутствии гражданина, который желает купить участок. В данном случае земля приобретается муниципальными органами согласно рыночной цене.
  • В ситуации, когда участок подвергается отчуждению. Речь идёт о случаях приобретения земли сельскохозяйственного назначения иностранцами, а также, компаниями, в уставном капитале которых большая часть принадлежит гражданам другого государства. Также земля попадает в фонд при отчуждении участка, площадь которого превышает допустимый законодательством размер земельных участков, принадлежащих одному гражданину.
  • Стоит заметить, что в ситуации, когда земельные участки выставляются на продажу, представители муниципальных образований имеют законное преимущество на покупку.
  • При добровольном отказе от земельного надела, участок становится официально бесхозным и все права, которые ранее на него имел собственник, должны быть прекращены в соответствии с требованиями закона.
  • Встречаются так же ситуации, когда земельный участок изымают принудительно, в случаях, оговоренных действующим законодательством Российской Федерации. Наиболее частой причиной является ненадлежащее использование земель.
  • В фонд попадают земли, когда после смерти собственника отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию. Или например, наследник совершил отказ от наследства в пользу государства.

Понятие фонда перераспределения земель

Фото 2

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий. Для изъятия участков в активы соответствующего фонда существуют определенные основания, предусмотренные законодательством. Основная задача деятельности фонда по перераспределению – сохранение и реорганизация территорий сельскохозяйственного предназначения.

Фонд по перераспределению земель является государственной структурой, деятельность которой регулируется государственными и муниципальными органами.

Однако законодательство не обязывает в обязательном порядке строго указывать весь состав соответствующего фонда. Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут не указывать точные границы и место расположения различных участков.

Исключениями в данном отношении являются определенные случаи:

  • если земельные участки были приобретены в порядке использования преимущественных прав определенных государственных структур или муниципальных учреждений в законном порядке;
  • при отчуждении земельной территории на законных основаниях;
  • в случае добровольного отказа от прав собственности на земельные участки частными лицами.

Данные основания являются поводом для определения точного места расположения, определения строгих границ участков, а также внесения полных кадастровых данных о конкретных участках. Ответственные государственные и муниципальные органы обязаны распоряжаться земельными активами фонда в законном порядке, а также регулярно выполнять инвентаризацию и обновлять информационные данные, которые были получены ранее.

Проект перераспределения земель

Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов. Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы.

Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено измерение долей и границ территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  • проведение подготовительных работ;
  • этап разработки;
  • согласование;
  • утверждение;
  • процесс формирования землеустроительного дела;
  • сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

Тарифная и бестарифная система оплаты труда — какую выбрать?

Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете здесь.

На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш материал.

Какие земли входят в фонд?

Так же стоит детально разобрать вопрос о том, какие земли допускается перераспределять. Вопрос регламентируется

Земельным законодательством Российской Федерации и в нём обозначены следующие земельные наделы:

  • Предназначенные для начала или дальнейшего развития предприятий, работающих в области сельского хозяйства.
  • Ведение научной и исследовательской деятельности и реализация учебных процессов.
  • Земли, на которых размещаются разного рода защитные посадки.
  • Реже наделы применяются для аквакультуры и рыболовства.
  • Земли допускается использовать для сельского хозяйства на время осуществления строительных мероприятий по возведению некоторых объектов. Речь идёт о прокладке дорог, линий электропередач, а так же трубопроводов и прокладке других коммуникаций.
  • Не редко площади используются при размещения заповедников, природных парков и т.д.

Кому могут быть переданы земли фонда?

Ответ на этот вопрос так же кроется в действующем законодательстве. Если точнее, то наделы имеют возможность получить:

  • Обычные граждане России, планирующие использовать наделы по прямому предназначению.
  • Разного рода товарищества и хозяйственные общества.
  • Предприятия, являющиеся унитарными и принадлежащие муниципальным органам или государству.
  • Кооперативы, как потребительские, так и производственные.
  • Различные объединения коммерческой и некоммерческой направленности.
  • Разрешённые на территории Российской Федерации организации религиозного характера.
  • Учреждения образования, занимающиеся непосредственно подготовкой определённых специалистов.
  • Казачье сообщество.
  • Объединения малых народностей, проживающих в России.
Отметим! Для того чтобы получить земельный участок из данного фонда, потребуется изучить законодательство и обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим прошением.

Фонд перераспределения земель

Фото 3

Земли запаса или, другими словами, фонд перераспределения земель не имеют целевого назначения, т.к. не входят в установленные законом категории. Фонд перераспределения наделов не может быть отнесен ни к одной из следующих категорий земель:

  • сельскохозяйственные наделы;
  • земли для использования в промышленности;
  • транспортные и узловые магистрали;
  • земли телевидения и радиовещания;
  • земельные угодья, отведенные под космическую отрасль;
  • оборонные участки земель;
  • заповедные и рекреационные зоны;
  • территории, представляющие историко-культурный интерес;
  • фонды лесного и водного назначения.

В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса РФ, земли запаса не имеют собственников, владельцев, пользователей и арендаторов. Составляющие фонд земли не используются по назначению, т.к. это об этом назначении не сказано ни в одном акте. Отсутствие целевого назначения – это основополагающий критерий отнесения земель к категории запаса.

Порядок изъятия земель у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов установлен в ст. 41 и 43 ЗК РФ. Соответственно, указанные земли также входят в категорию фонда перераспределения земель и не имеют целевого назначения.

Прекращения срока аренды и права пользования землей автоматически переводит надел в категорию земель запаса. Это обусловлено положениями действующего законодательства и распространяется на земли, не находящиеся в руках собственников, владельцев, пользователей или арендаторов.

Как происходит регулирование фонда?

По вопросам регулирования свободных площадей можно отметить следующее:

  • Распоряжение и обслуживание целиком ложиться на местную власть.
  • Данные о том, какие участки есть в земельном фонде, находятся в общем доступе. Так же в открытом доступе содержится и вся необходимая техническая информация, такая как: площадь, место расположения и т.д.
  • Всю необходимую информацию обязаны предоставлять уполномоченные представители местной администрации. Также новости о появлении новых участков публикуются в местных средствах массовой информации для того, чтобы население имело возможность использовать свои права.
  • Приобрести земельный участок из фонда перераспределения гражданин, имеющий соответствующий интерес, должен обратиться в администрацию муниципального района, который уполномочен на предоставление подобных земель в аренду или же для передачи в собственность.
Полезно знать! Фонд перераспределения земель открывает перед обычными гражданами и различными организации дополнительные возможности по получению земли сельскохозяйственного назначения. И если имеется какой-то интерес к этой сфере, тогда стоит обязательно изучить подобную возможность. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Как происходит формирование фонда перераспределения земель?

Поступление земель в нецелевую категорию составляет главную основу пополнения фонда. Для того, чтобы получить сведения о наличии земель в фонде перераспределения, категория должна иметь несколько нераспределенных участков.

Способы пополнения фонда перераспределения земли:

  • отказ от земли в добровольном порядке (например, за ненадобностью);
  • признание земли выморочной недвижимостью по наследству (в случае отсутствия наследников, их отказа, признания претендентов недостойными, отсутствие указания адресата при отказе от наследства и т.д.);
  • изъятие земельного участка в принудительном порядке (ненадлежащее использование).

Принудительное изъятие земли происходит в следующих случаях:

  • Изъятие на государственные нужды – ст. 279-282 ГК РФ устанавливают обязательный выкуп требуемой земли у собственника участка.
  • Согласно ст. 50 ЗК РФ, принудительное изъятие земли без компенсации происходит в случае совершения лицом преступления.
  • Принудительное лишение права собственности на землю и дальнейшее изъятие участка может быть связано с нецелевым использованием надела, о чем прописано в ст. 54 ЗК РФ.

Таким образом, фонд перераспределения земель может пополняться из разных источников. При этом угодья подлежат занесению в отдельный список на основании особенностей их местоположения и характера почвы.

Цели создания фонда перераспределения

Фото 4

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

Как фонд создан фонд?

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Основные цели

Целью создания фонда стало:

  1. Эффективное перераспределение свободных земель.
  2. Создание новых крестьянских и фермерских хозяйств, их расширение.
  3. Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  4. Ведение животноводства. Организация огородничества, а также садоводства.
  5. Использование участков под личное подсобное хозяйство.
  6. Выделение участков под сенокосы и пастбища.

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса.

Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  1. Для создания сельскохозяйственного производства.
  2. Формирования лесопосадок защитного плана.
  3. Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  4. Казачьи общества.
  5. Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  6. Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  7. Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.
В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  1. За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  2. Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

Когда участок может войти в состав фонда?

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  1. Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.
  2. После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность. Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.
  3. Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.
Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса. Целевое назначение участков при этом не изменяется.

Использование земель фонда перераспределения

Земельные территории, которые в процессе реорганизации и пересмотра попали в фонд перераспределения, могут использоваться для самых различных целей. В первую очередь, данные участки предназначены:

  • для первоначального создания, а также дальнейшего расширения стандартных крестьянских и фермерских хозяйств;
  • для организации и дальнейшей достройки личных подсобных предприятий;
  • для ведения любых видов сельскохозяйственных работ, включая садоводство, огородничество;
  • для проведения сенокосов или же использования в качестве территорий, на которых выпасается скот;
  • для размещения некоммерческих объединений, основной сферой деятельности которых является садоводство, огородничество и фермерство.

Земельные территории, которые временно находятся в распоряжении фонда по выполнению земельного перераспределения, предназначены для передачи имущества в пользование граждан и юридических лиц на различных формах прав обладания на следующих основаниях:

  • заключения договора об аренде земельной территории;
  • в соответствии с федеральными и муниципальными законами.

Лица, которые получили земли из фонда по перераспределению, обязаны соблюдать все правила и выполнять обязанности, которые разработаны для всех земель сельскохозяйственного предназначения в соответствии с действующим законодательством.

Фото 4

Субъекты эксплуатации земель

Формирование фонда перераспределения угодий и его дальнейшее использование подразумевает определение круга лиц, участвующих в эксплуатации земельных наделов в соответствии с нуждами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, к числу субъектов для использования сельскохозяйственных площадей относятся:

  • физические и юридические лица;
  • фермерские хозяйства, садоводческие и животноводческие общества;
  • нуждающиеся в пастбищах и выгулах;
  • товарищества на вере;
  • предприятия унитарного типа, коммерческие организации;
  • организации некоммерческого толка, включая религиозные фонды;
  • научные и производственные объединения;
  • сельскохозяйственные учебные заведения;
  • общины, ведущие промысловую деятельность (коренные народы крайнего Севера).

Вышеперечисленные субъекты входят в число основных претендентов на использование фонда перераспределения угодий под сельское хозяйство. Однако, перечень не является окончательным и может быть дополнен рядом субъектов, осуществляющих хозяйственную и прочую деятельность, связанную с задействованием угодий.

Субъектами для эксплуатации фонда перераспределения земель не могут быть признаны иностранные граждане и лица без гражданства. Для них отмечен особый порядок использования сельскохозяйственных земель, который предполагает исключительно аренду.

Вопросы и ответы

Как поступить в случае если паевые земли пайщиков числящиеся в реестре не оформлены по причине смерти пайщика и на учет в росреестр не поставлены.

Каким образом эти земли можно поставить на учет от имени органа местного самоуправления данные зависшие земли. Что необходимо сделать, ведь так как земли не поставлены на учет наследоваться я так понимаю они не могут.

Эксперт:

Есть ли какие либо документы о выделении этих земельных участков?

паевые земли пайщиков числящиеся в реестре
Антон

о каком реестре идет речь?

Эксперт:

Антон. Такие земли называются — невостребованные паевые земли. Поэтому они должны перейти в фонд перераспределения сельхозземель муниципалитета. Для этого муниципалитету необходимо обратиться в суд с заявлением о признании пая невостребованным и признания права собственности муниципалитета. При этом межевать его не надо. Межевание будет происходить только после принятия решения судом. Однако до подачи заявления в суд, необходимо принять постановление администрации о признании пая невостребованным, подать в газету объявление об объявлении данного пая невостребованным и провести общее собрание пайщиков с принятием решения о признании пая невостребованным (как правило никто не приходит и просто составляется протокол о проведении собрания с принятием решения). Это касается также и других невостребованных паевых земель, где пайщики живы, но до настоящего времени не произвели выдел пая в собственность. Данный вопрос уже вовсю решается по всей РФ по указанию Росимущества и суды уже с 2013 г. принимают такие решения.

Эксперт:

Полностью соглашусь с коллегой. Вот пример судебного решения по аналогичному делу с полным правовым обоснованием.

о № 2-1129/14
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Раевский РБ 05 мая 2014 года
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Павловой Э.А.,
с участием представителя истца сельское поселение Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в лице Главы сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Файзрахманова Ф.М.,
представителя третьего лица Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Кобыляцкого М.В., действующего на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО, сроком действия на один год,
при секретаре Пономарёвой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к Коваленко М.М., Ахмадеевой Е.Е., Ахмадееву Д.М., Галимову Р.Р., Шаймарданову З.Ф., Ромашевой Л.В., Ахмадееву В.Д. о признании права собственности сельского поселения Казанский муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на невостребованные земельные доли (паи) в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Сельское поселение Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обратился в Альшеевский районный суд РБ с иском к ответчикам Коваленко М.М., Ахмадеевой Е.Е., Ахмадееву Д.М., Галимову Р.Р., Шаймарданову З.Ф., Ромашевой Л.В., Ахмадееву В.Д. о признании права собственности сельского поселения Казанский муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на невостребованные земельные доли (паи) в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Основания признания земельных долей невостребованными земельными долями установлены пунктами 1 и 2 статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (пункт 1 статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью 2906,99 га, расположенный по адресу: <адрес>, Казанский сельсовет, установлено относительно ориентира муниципальный район <адрес> сельское поселение Казанский сельсовет, постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен на праве общей (долевой) собственности гражданам, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли, согласно списку, утвержденному решением общего собрания <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
Право собственности на земельные доли в Управление Росреестра по РБ зарегистрировали собственники 270 земельной доли, что дает им право распоряжаться ими и принимать решение о распоряжении Земельным участком, находящимся в долевой собственности.
Указанные ответчики, наделенные правом собственности на земельные доли, не зарегистрировали надлежащим образом право собственности на земельные доли в Управлении Росреестра по РБ, что соответственно не дает им право распоряжаться ими и принимать решение о распоряжении Земельным участком, находящимся в долевой собственности.
Законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен заявительный характер по обращению за государственной регистрацией права на недвижимое имущество.
Вместе с тем, положения статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» позволяют произвести через суд отчуждение в муниципальную собственность земельных долей, собственники которых не зарегистрировали право собственности на них и соответственно не передали их в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех и более лет подряд. Такие доли могут быть признаны невостребованными.
Земельный участок, находящийся в долевой собственности, расположен в границах сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан». В связи с этим, полномочия, установленные Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в отношении признания земельных долей невостребованными земельными долями, возложены на сельское поселение Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Поскольку установленный Законом об обороте срок истек, то сельское поселение Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан:
— в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее — список невостребованных земельных долей);
— в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 июля 2011 года № 254 «Об определении средств массовой информации для реализации законодательства в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» опубликован список невостребованных земельных долей в газете «Альшеевские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на информационных щитах, расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 13 Закона об Обороте решением общего собрания участников долевой собственности (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Таким образом, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаны невостребованными.
Кроме указанных мероприятий среди сельских жителей проводилась информационно-разъяснительная и консультационная работа по вопросам оформления правоудостоверяющих документов на земельные доли. Руководствуясь статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и с целью вовлечения земельных долей в сельскохозяйственный оборот и увеличения за счет их продажи доходной части бюджета Казанского сельсовета истец просит признать право муниципальной собственности Сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на земельную долю (паи) в размере 7/421 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, Казанский сельсовет, сформированную за счет:
1/421 земельной доли, невостребованной Коваленко М.М., 1/421 земельной доли, невостребованной Ахмадеевой Е.Е., 1/421 земельной доли, невостребованной Ахмадеевым Д.М., 1/421 земельной доли, невостребованной Галимовым Р.Р., 1/421 земельной доли, невостребованной Шаймардановым З.Ф., 1/421 земельной доли, невостребованной Ромашевой Л.В., 1/421 земельной доли, невостребованной Ахмадеевым В.Д… Представитель истца сельское поселение Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в лице Главы сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Файзрахманов Ф.М. в судебном заседании исковые требования поддержал и просит исковые требования удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело, в отсутствии ответчиков на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ, поскольку от ответчиков поступили заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Кобыляцкий М.В. с исковыми требованиями согласился и просит их удовлетворить.
Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Основополагающие принципы осуществления правомочий собственника сформулированы в ст.1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция о правах человека), заключенной в г. Риме 4 ноября 1950г., вступившей в силу для России 5 мая 1998г. и являющейся составной частью ее правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Эта норма международной конвенции предусматривает право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом; не допускает лишение того или иного лица своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; признает право государства на осуществление контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами либо для обеспечения уплаты налогов, других сборов или штрафов.
Право собственности на земельную долю возникало на основании решения органов местного самоуправления о передаче земель в общую долевую собственность участников сельскохозяйственной организации (Постановление Правительства РФ от 01.02.1995 г. N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев).
По утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 форме всем собственникам земельных долей по их заявлению выдавались свидетельства о праве собственности на земельную долю.
Право на земельную долю становится имущественным с момента утверждения списков лиц, имеющих право на земельную долю, главой администрации района, так как в соответствии с п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 г. N 96, именно с этого времени у гражданина возникает право собственности на земельную долю.
В соответствии со статьей 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Также в судебном заседании установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № был изъят у <адрес> на основании Постановления Главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан за № 398, датированного ДД.ММ.ГГГГ, и указанным Постановлением был предоставлен в общую (долевую) собственность согласно списку граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в праве общей (долевой) собственности на единое землепользование из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного решением общего собрания СПК <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № 3).
В силу ст. 12.1 Федерального закона РБ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети „Интернет“ (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Постановлением Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного производственного кооператива <адрес>» был утвержден проект границ разделения единого землепользования с кадастровым номером №, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования единым землепользованием из земель сельскохозяйственного назначения у <адрес> на единые землепользования:
— участок с кадастровым номером №
— участок с кадастровым номером №
В пункте 1.2 указанного Постановления отражена характеристика земельного участка № место положение: муниципальный район <адрес>, сельское поселение Казанский сельсовет, общая площадь 2906,9 га, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование — для бесплатной однократной приватизации земельной доли (пая) на праве общей (долевой) собственности, вид права — постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 2 Постановления Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного производственного кооператива <адрес> предусмотрено, единое землепользование с кадастровым номером №) изъять у <адрес>», находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования единого землепользования из земель сельскохозяйственного назначения и предоставить в общую (долевую) собственность согласно списку граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в праве общей (долевой) собственности на единое землепользование из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный решением общего собрания <адрес>» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № расположенный в границах сельского поселения Казанский сельсовет Республики Башкортостан согласно Приложению 2.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 указанного Федерального Закона был опубликован список невостребованных земельных долей в газете «Альшеевские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется копия кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий номер №), расположенный по адресу: <адрес>, Казанский сельсовет, площадью 46499000 кв.м., кадастровой стоимостью 64182420 руб., разрешенное использование: для бесплатной приватизации земельной доли (пая) на праве общей (долевой) собственности.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности ответчиков на земельную долю не зарегистрировано.
В свою очередь сельское поселение Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан составил список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, который был опубликован в газете «Альшеевские вести» № от ДД.ММ.ГГГГг., размещен на информационных щитах данного сельского поселения, расположенных по адресу: <адрес>.
С момента публикации списка невостребованных земельных долей от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
На доли, принадлежащие ответчикам никто не претендовал.
Информацию о проведении собрания собственников земельных долей на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № № администрация сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан объявила в установленный законом срок, путем размещения объявления в газете «Альшеевские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также путем размещения объявления на информационных щитах данного сельского поселения, расположенных по адресу: <адрес>.
Протоколом собрания собственников земельных долей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Казанский сельсовет, установленного относительно ориентира муниципальный район <адрес>, сельское поселение Казанский сельсовет, расположенного в границах участка, датированного ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден список граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, в котором отражены ответчики.
Таким образом, указанные обстоятельства, свидетельствуют о соблюдении истцом установленного законом порядка признания земельных долей невостребованными.
От ответчиков поступили в суд заявления, в которых указывают, что исковые требованияСельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности за Казанским сельсоветом муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на невостребованную земельную долю (паи) в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в размере 1/421 земельной доли, признают. Статья 68 ч.2 ГПК РФ разъяснена и понятна.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения в случае признания иска ответчиком может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
На основании изложенного, суд считает возможным принять признание иска ответчиками, так как оно не нарушает прав и законных интересов других лиц и приходит к выводу, что исковые требования Сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к Коваленко М.М., Ахмадеевой Е.Е., Ахмадееву Д.М., Галимову Р.Р., Шаймарданову З.Ф., Ромашевой Л.В., Ахмадееву В.Д. о признании права собственности сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на невостребованные земельные доли (паи) в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию по 200 руб. с каждого из ответчиков, в соответствии со ст. 333.19 ч.1 п.3 НК РФ (за исковые требования имущественного характера не подлежащего оценке), всего 1400 руб. (200 руб. х7=1400 руб.)
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к Коваленко М.М., Ахмадеевой Е.Е., Ахмадееву Д.М., Галимову Р.Р., Шаймарданову З.Ф., Ромашевой Л.В., Ахмадееву В.Д. о признании права собственности сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на невостребованные земельные доли (паи) в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Сельского поселения Казанский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на земельную долю (паи) в размере 7/421 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, Казанский сельсовет, сформированную за счет:
1/421 земельной доли, невостребованной Коваленко М.М.,
1/421 земельной доли, невостребованной Ахмадеевой Е.Е.,
1/421 земельной доли, невостребованной Ахмадеевым Д.М.,
1/421 земельной доли, невостребованной Галимовым Р.Р.,
1/421 земельной доли, невостребованной Шаймардановым З.Ф.,
1/421 земельной доли, невостребованной Ромашевой Л.В.,
1/421 земельной доли, невостребованной Ахмадеевым В.Д.,
зарегистрированных в Приложении (списке) к Постановлению Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за №
Взыскать с Коваленко М.М., Ахмадеевой Е.Е., Ахмадеева Д.М., Галимова Р.Р., Шаймарданова З.Ф., Ромашевой Л.В., Ахмадеева В.Д. государственную пошлину в доход государства по 200 (двести) рублей 00 коп. с каждого, всего в размере 1400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан.

Эксперт:
Что необходимо сделать, ведь так как земли не поставлены на учет наследоваться я так понимаю они не могут.
Антон

Антон!

Обратите внимание на ст.12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на которую сделана ссылка в решении суда, выложенного Трифоновой Юлия.

Основания признания земельных долей невостребованными земельными долями установлены пунктами 1 и 2 статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (пункт 1 статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В вышеуказанной статье речь идет о том, что если до 1997 года право на долю было зарегистрировано в соответствии с законодательством ( в земельном комитете ), действующим до вступления в силу Федерального законам от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, то такой земельный участок не может быть признан невостребованным…

Согласно ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

В силу вышеуказанной ст.6 закона, если пайщик имеет свидетельство о регистрации права собственности, выданное земельным комитетом до 21.07.1997 г на основании решения Администрации МО, то такое свидетельств имеет такую же юридическую силу, как и свидетельства о праве собственности, выдаваемые органами Росреестроа с 1997 года. Поэтому, вам нужно выяснить у родственников пайщика или в администрации МО, регистрировалось ли право собственности пайщика на долю в общем земельном участке ( такую регистрацию обязаны были произвести в соответствии с Указом Президента РФ от27.10.1993 г. № 1767). Указанное свидетельство нужно предъявить нотариусу для включения права на земельную долю, на участке, находящемся в общей долевой собственности, в наследственную массу. Нотариус на наследуемую долю земельного участка выдаст свидетельства наследникам, которые смогут на основании свидетельства,, выданного нотариусом выделить свои земельные участки, поставить их на кадастровый учет, получить свидетельства о праве собственности на земельные участки.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/fond-pereraspredeleniya-zemel.html
  • https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/fond-pereraspredeleniya-zemel.html
  • https://realtymill.ru/zemlya/zemleustrojstvo/ponyatie-i-naznachenie-fonda-pereraspredeleniya-zemel.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/selskoxoz/fond-pereraspredeleniya.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий