Как ПДД трактует дорожное происшествие? Признаки ДТП, участники ДТП. Какие выделяют виды ДТП? Что не является ДТП? Причины ДТП. Что такое ДТП, какие виды существуют. Кто является участником ДТП. Каковы причины происшествий. Действия участников после происшествия.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • лёгкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени вреда — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. КоАП РФ);
  • тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ –2015):

  • столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
  • опрокидывание — потеря устойчивости не в связи со столкновением или наездом, съездом с дороги (например, при критическом наклоне дороги, в результате порыва ветра и т. п.);
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
  • наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
  • падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе);Падение пассажира в автобусе также является ДТП
  • иные ДТП:
    • наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
    • съезд с дороги;
    • падение груза;
    • отбрасывание предмета;
    • наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).

Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).

Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди

Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.

В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление — водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.

Распространённость явления повлекли введение в мае 2019 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.

В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД

Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.

Что относится к ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями. Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет. Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.



Категории участников ДТП

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

  1. Водитель. Это может быть не только человек, который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге, инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять транспортным средством.
  2. Пассажир. К данной категории участников дорожного движения относится не только лицо, находящееся в автомобиле одновременно с водителем, но также человек, который выходит или заходит из транспортного средства. Чтобы было более понятно, можно привести пример. К категории принимающего участие в ДТП пассажира может выступать человек, вышедший из автобуса и пострадавший по той причине, что водитель раньше времени закрыл дверь или тронулся с места.
  3. Пешеход. Это такой участник движения, который не только передвигается по трассе или по рядом расположенной зоне. К категории пешеходов могут быть отнесены люди, ведущие рядом с собой велосипед или мотоцикл и те, кто едет на самокате, на коньках или на ином аналогичном устройстве. К пешеходам также можно отнести лица, которые ведут инвалидную и детскую коляску.

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Фото 1

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.
При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Основные действия участников ДТП

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие" (постановление ФАС Центрального округа от по делу N А09-1079/2013)

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

В действующем с года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. ). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. ). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. ).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.
Фото 2

Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура

Аббревиатурой ДТП дословно обозначается словосочетание «дорожно-транспортное происшествие». Значение имеет каждое из слов, входящих в состав данного понятия. При понимании правового смысла этих терминов исключены ошибки в толковании его сущности.

Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.

Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.

Слово «происшествие» подразумевает случайный характер события, то есть его незапланированность.

Причины ДТП

Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.

Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.

Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.

Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.

По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью "Бесконтактное ДТП. Судебная практика"

Официальная трактовка на 2019 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Фото 3

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Основные причины ДТП

Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. ПДД).

В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. ПДД — водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания — при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.

Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД

Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге — в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
  5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
  6. Другие нарушения ПДД.

Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки.Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП
  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия — любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
    • ширина отдельной выбоины — 60 см;
    • длина отдельной выбоины — 15 см;
    • глубина отдельной выбоины — 5 см;
    • отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
    • отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
    • отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
  5. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника.Состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и адекватность водителя

К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.

Вопросы и ответы

ПДД оговаривает, что ДТП - это событие, возникшее в процессе движения ПО ДОРОГЕ ТС...

Понятие ДОРОГА также конкретно описано в ПДД.

Можно ли считать ДТП событие (легкое повреждение другого ТС), произошедшее на территории, не подпадающей под определение "дорога" (территория, примыкающая к автомойке и находящаяся в 70-100 метрах от дороги)?

Эксперт:

Евгений,

В соответствии с ПДД - «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. Насколько я понимаю, территория, прилегающая к автомойке, приспособлена для передвижения ТС, имеет проезжую часть, а значит, имеет признак дороги, на которой и произошло столкновение ТС
Эксперт:

Евгений, Мой ответ — НЕТ. На прилегающей территории ДОРОЖНО-транспортного происшествия произойти не может!

п. 1.2 ПДД

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Эксперт:

Евгений!

Согласно ПДД:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникающее в процессе ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Прилегающая территория» — территория, непосредственно ПРИЛЕГАЮЩАЯ К ДОРОГЕ и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Практически всегда прилегающей территорией считаются заезды/выезды на АЗС, автостоянку, во двор, в гаражный массив.

Однозначного ответа  на вопрос: является ли ДТП столкновение автомобилей  на прилегающей территории, просто не существует. Даже суды решают по-разному, есть решения о том, что все-таки это ДТП, и есть обратные. 

Однако же, если вы задели припаркованный автомобиль на территории АЗС или на любой другой прилегающей территории, вы должны действовать так же, как при любом другом ДТП. Любое иное поведение может быть нарушением, квалифицирующимся по Статье 12.27 Кодекса.

Эксперт:

Безгодову А.

Вы ведь юрист, правда? Вы ведь в курсе, что юрист оперирует юридическими нормами, а не «понятиями»?

Так вот, из юридических норм следует, что ДТП возможно только на дороге. А на прилегающей территории будет что угодно, хоть маленькое недоразумение, хоть большое, но не ДТП.

Что само по себе не отменяет ни гражданской ответственности виновного водителя, ни возможности квалифицировать его действия в соответствии с уголовным или административным законодательством. Поэтому патетически вскрикивать и заламывать руки не нужно. Безнаказанным такое событие не останется.

Именно потому, что нужно оперировать юридическими формулировками, в Законе об ОСАГО, например, указано, что страховой случай — это событие, наступившее вследствие использования транспортного средства. А использование — это эксплуатация как на дорогах, так и вне их.

А знаете почему такие формулировки появились в законе? Потому что юридически была дыра — отказывались страховщики платить за повреждения на прилегающих территориях. Знаете почему? Потому что юридически это ни хрена не ДТП.

Но вместо того, чтобы латать дыру в ПДД и в КРФобАП в части ответственности за оставление места ДТП, в нашем государстве все делается через одно место.

И вопрос топикстаретра был вызван скорее всего тем, что где-то в районе АЗС он стукнул чужую машину и слинял, а когда встал вопрос об ответственности — пытается от нее уйти через юридические формулировки.

И мысль его в целом правильная — нет ответственности за оставление места столкновения вне дороги. Де-юре нет.

А де-факто есть, ибо Пленум ВС не так давно распинался на тему, что любое столкновение (наезд) хоть в поле — это ДТП, подлежащее оформлению со всеми вытекающими.

Глупость, конечно, с точки зрения юриспруденции.

Но такое государство. Вместо того, чтобы закон править, выписывают сомнительные указания на тему как его трактовать.

Ехала по своей полосе, впереди затормозили авто, я убедившись, что слева авто на достаточном расстоянии (и более того моргает левым поворотником) включила левый поворотник и перестроилась в соседний ряд (дорога многополосная, я перестроилась из 3-его во второй ряд). буквально через пару секунд услышала сзади визг тормозов), ничего не поняв проехала дальше, потом развернулась и проехала на то место, стояли 2-а авто в крайнем левом (напомню я перестроилась и поехала далее по среднему) - авто в ряд которого я перестроилась и а чуть поодаль от него иномарка (в том же крайнем левом), у иномарки прочерчен бок. Все живы, стоят около авто. Вопрос - могут ли меня как то привлечь к ответственности в данной ситуации, это бесконтактное ДТП? Моя машина не имеет никаких повреждений, в момент перестроения в соседний ряд у нас с тем авто была одинаковая скорость, видимо в момент моего перестроения он поддал газу или отвлекся на перестроение в левый ряд. Т.е. он не "несся" по своей полосе, а я встроилась. В момент когда я перед перестроением смотрела в зеркало скорость у нас была одинаковая. Ехала по своей полосе, впереди затормозили авто, я убедившись, что слева авто на достаточном расстоянии (и более того моргает левым поворотником) включила левый поворотник и перестроилась в соседний ряд (дорога многополосная, я перестроилась из 3-его во второй ряд). буквально через пару секунд услышала сзади визг тормозов), ничего не поняв проехала дальше, потом развернулась и проехала на то место, стояли 2-а авто в крайнем левом (напомню я перестроилась и поехала далее по среднему) - авто в ряд которого я перестроилась и а чуть поодаль от него иномарка (в том же крайнем левом), у иномарки прочерчен бок. Все живы, стоят около авто.

Эксперт:

Повода для беспокойства нет. Если на вашем авто нет повреждений вы не являетесь участником дтп.

Дорожно-транспортное происшествие– событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

к вам претензий быть не может.

Эксперт:
. Вопрос — могут ли меня как то привлечь к ответственности в данной ситуации?
Евгения

В данной ситуации вы ничего не нарушали, вы просто осуществляли маневр на другую полосу. Если у лиц нет видео регистратора, Ваша вина по нарушению ПДД не доказуема! Если ГАИ буду выписывать на Вас протокол не соглашайтесь с ним и обжалуйте его в суде!

Эксперт:

Евгения.

Вы не являетесь участником ДТП, поэтому к Вам претензий быть не может. Нарушений правил маневрирования Вы не допускали, с управлением справились. Возможно Вас попытаются привлечь (что маловероятно, но бывает всякое), не соглашайтесь ни с чем, что будет вменяться Вам в вину. Вины нет.

Эксперт:

Евгения, добрый день! Участником ДТП Вы не являетесь. Исходя из того, что Вы сказали, Ваши действия могут быть истолкованы, как нарушение правил дорожного движения

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Больше какого-либо негатива для Вас в данной ситуации быть не может.

Если на автомобиле не зафиксировано ни каких повреждений, от участия в ДТП отказывайтесь, никакие документы не подписываете. Если на место прибыли сотрудники ГИБДД и просят дать объяснения, поясните, что нарушений ПДД не допускали в столкновении не участвовали.
Эксперт:
Если ГАИ буду выписывать на Вас протокол не соглашайтесь с ним и обжалуйте его в суде!
Бочаров Александр

Обжалуют не протокол, а постановление об адм. правонарушении. А в протоколе можно оставить свои замечания, возражения.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://bumper.guru/dtp/chto-takoe-dtp.html
  • http://pravo-auto.com/chto-takoe-dtp-opredelenie-v-pdd/
  • https://avtoyurist.org/dtp/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-harakteristika-uchastniki-posledstviya/
  • http://logos-pravo.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-ponyatie-i-vidy
  • https://niavto.ru/dtp/opredelenie-dtp/
  • https://tonkostipdd.ru/pdd/1-2-dtp-ili-net
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий