Езда по тротуару относится к нарушению правил дорожного движения, которое чаще всего фиксируется в городах с большой интенсивностью движения или спальных районах, где существует некоторая проблема с парковочными местами. Езда по пешеходному тротуару запрещена. Данное нарушение карается штрафом - 2 000 рублей. Исключение: привоз товара в торговые точки, если иного объездного пути нет; ремонт дорог коммунальными службами.

Кому, кроме автомобилистов, запрещено движение по тротуару?

Список транспортных средств, которым не разрешается ездить в пешеходных зонах знаком «Стоп», не ограничивается автомобилями.

Запрещается передвигаться по аллеям и тротуарам водителям, управляющим следующими устройствами:

  1. Мотоцикл.
  2. Скутер.
  3. Мопед.
  4. Электромобиль.

Действие статьи КоАП РФ распространяется на владельцев перечисленных классов ТС (езда по тротуару штраф 2000 рублей).

Мотоцикл и скутер обладают большей степенью опасности для пешехода, чем автомобиль. Водители двухколёсных агрегатов чаще заезжают на аллеи и дорожки. Наказать их довольно сложно, так как лицо нарушителя закрыто шлемом, госномер зафиксировать трудно.

Отдельное место в этом ряду занимают велосипедисты. При отсутствии специальных знаков ПДД не разрешают их передвижение в пешеходных зонах. Размер штрафа за проезд на велосипеде составляет 800 рублей.

Однако, если рядом нет выделенных велосипедных полос, и водитель двухколёсного ТС никому не мешает, сотрудники ГИБДД не препятствуют езде по тротуару.

Лица, ведущие в руках мопеды, скутеры и велосипеды, считаются пешеходами

Что такое тротуар

Следует начать с главного – терминологии. Согласитесь, что разобраться с этим необходимо, коль в реальной жизни речь может зайти о разрешении или, наоборот, запрете передвижения по тротуару с вытекающими из такого запрета последующими наказаниями. Итак, необходимо внимательно вдуматься в суть приведенного в ПДД определения тротуара. Правила утверждают, что тротуаром необходимо считать часть дороги, предназначение которой – дать возможность передвигаться пешеходам. При этом такая часть дороги соседствует с проезжей частью, примыкает к ней, или же от дороги её отделяет газон.

Такой анализ нужен ещё и по той простой причине, что подчеркивает тяжелые последствия, к которым может привести (а сейчас нередко и приводит!) лихаческая езда «на авось» автомобилей городскими тротуарами. Её итогом нередко становятся травмированные, покалеченные взрослые и дети, ведь машина лихача внезапно настигает их на тротуаре, предназначенном именно для движения пешеходов. К сожалению, дело подчас заканчивается и смертельным исходом. Кто из нас не слышал в СМИ жесткие истории о въезде автомобиля в толпу людей на стоянке общественного транспорта, возле входа в маркет и иные оживленные места. Некоторые водители постоянно грешат сознательным выездом на тротуар, не желая тратить время в «пробках», очереди перед светофором и в других подобных ситуациях, совершенно не думая о том, какие последствия это может иметь впоследствии не только для окружающих, но и для него самого.

Распродажа новых автомобилей Скидки на новые автомобили 2017 и 2019 года выпуска.
Кредит 6,5% и рассрочка 0% Подробнее

Несение ответственности

В случае, если будет зафиксировано нарушение правил дорожного движения в плане езды на машине по тротуару, водителя ожидает штраф. Величина его одинакова для всех регионов Российской Федерации и составляет 2 тыс. рублей. При этом его величина не изменяется в зависимости от типа авто или мощности его двигателя.

В случае, если автомобилист совершил такое нарушение впервые, он имеет возможность оплатить всего половину выписанной ему суммы штрафа. Для этого необходимо оплатить его в течение 20 суток.

Читайте: Какая ответственность за наезд на велосипедиста?

Нередко фиксация правонарушения осуществляется самими участниками дорожного движения – пешеходами, которые представляют доказательства такого факта. Для того, чтобы привлечь к ответственности водителя, достаточно посредством фотографии или видеосъемки зафиксировать момент нарушения ПДД и передать сведения либо при личном визите в ближайшее отделение автоинспекции, либо оставив заполненную форму заявления на официальном сайте организации. При этом важно, чтобы хорошо был запечатлен факт проезда или остановки на тротуаре, внешний вид машины и государственный номер. Только таким образом после рассмотрения обращения сотрудники ГИБДД будут иметь возможность идентифицировать машину, определить собственника ТС и привлечь его к ответственности.

В каких случаях езда разрешена

Законодательство указывает также на особенные случаи, когда двигаться автомобилем по тротуару разрешается. Прежде всего, когда дело касается подъезда к торговым точкам обслуживающего их автотранспорта. Скажем, к маркету, где вход находится на тротуаре, подвезли ящики с продуктами питания, которые необходимо разгрузить. Однако подобное исключение допустимо исключительно при таких случаях:

  • Когда другой заезд в торговую точку отсутствует;
  • Второй вариант касается автомобилей, выполняющих особенные общественные функции: машин «скорой помощи», пожарных, полиции. Чтобы оперативно выполнять возложенную на них миссию, особенно если дело касается безопасности и жизни людей, они имеют право въезжать на тротуар;
  • Последний вариант тоже продиктован реалиями жизни. Представим ситуацию, что во дворе дома парковка машин разрешена, однако проехать туда проживающий там водитель не может из-за, скажем, ремонта въездной полосы или иных обстоятельств. Тогда ему приходится прибегать к вынужденному маневру. Однако специалисты подчеркивают спорность такого разрешения и возможность наказания водителя-нарушителя.

Тротуар, обочина или прилегающая территория? 

Фото 2

Прежде чем узнать, какой штраф за езду по тротуару на машине в 2019 году предусмотрен для нарушителей, следует разобраться, что такое тротуар. Ведь водители часто неосознанно нарушают ПДД, путая тротуар с обочиной или придомовой территорией. В этом нет ничего удивительного, ведь понятия во многом пересекаются:

«Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».

«Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки либо , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

Исходя из этих определений ПДД главные отличия обочины от тротуара состоят в том, что обочина:

  • Находится на одном уровне с проезжей частью
  • Отличается типом покрытия или имеет разметку
  • Не отделена от проезжей части газоном
  • Не предназначена для движения пешеходов

Обычно тротуар приподнят над проезжей частью или отделен от нее газоном, однако на практике он может ничем не отличаться от обочины. 

А широкий тротуар, отделенный от проезжей части газоном, легко спутать с прилегающей территорией, по которой движение машин разрешено.

«Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное)».


Как можно доказать подобное правонарушение

Самым простым способом «попасть» на штраф станет неожиданная встреча с инспектором ГИБДД, что происходит, как правило, в самое неподходящее для нарушителя время и в самом неожиданном для него месте. Справедливости ради стоит сказать, что дорожной полицией относительно слабо контролируются подобные манёвры автомобильных хамов. Причина, видимо, в том, что подобные правонарушения нельзя считать системными, то есть, такими, которые регулярно происходят на определённом участке дороги. Ведь довольно сложно предвидеть, появится сегодня подобный нарушитель, разгоняющий капотом своего автомобиля пешеходов на тротуаре, как катер волны, или нет. Да и патрули дорожной полиции базируются, как правило, у проезжей части и следят за движением на дороге, а не на тротуаре. Ну, разве что водитель поедет по тротуару с откровенной наглостью…

Для доказательства правонарушения стражам порядка будет достаточно видеофиксации езды автомобиля по тротуару и показаний свидетелей. Вполне возможно, что недостатков последних не будет, поскольку сами пешеходы очень категорично относятся к проявлению подобного хамства и неуважения к их правам. В принципе, если инспектором правильно составлен протокол, то его будет довольно сложно оспорить в суде. Хотя законодательная норма, касающаяся штрафных санкций за езду по тротуару, имеет свои недостатки и юридические изъяны, как и любая другая. Часто это помогает юридически грамотным водителям избежать законного и справедливого наказания.

Что такое тротуар и бордюр с точки зрения ПДД

Бордюр — это конструктивный элемент дороги, который отделяет проезжую часть от тротуара. В свою очередь тротуаром называют специальную дорожную площадку, по которой могут двигаться пешеходы или велосипедисты. Бордюр нужен для того, чтобы ограничить движение ТС.

Чаще всего за бордюром обычно находиться пешеходная или велосипедная дорожка либо газон. Бордюр обычно делается из специального прочного камня, а для упрощения идентификации его периодически окрашивают в белый цвет.

Тротуар обычно представляет собой асфальтовую или каменную дорожку, на которую иногда может наноситься пешеходная разметка (например, для отделения пешеходного участка дорожки от велосипедного).

В правилах дорожного движения слова «бордюр» и «тротуар» используются не слишком часто, а точного определения этих терминов в ПДД нет (считается, что шофер и так знает расшифровку этих терминов).

Правила дорожного движения гласят, что водитель не имеет права заезжать на бордюр и тротуар за исключением некоторых случаев, а за игнорирование этого предписания предусмотрен административный штраф.

Как это работает в реальной жизни?

Правила создаются для того, чтобы их соблюдать. Однако жизненные реалии отличаются от предписаний, установленных на бумаге. В любых правилах существуют исключения.

Ситуации, когда вождение или стоянка на тротуарных дорожках могут быть разрешены:

  • подъезд к торговым площадкам, расположенным в пешеходных зонах;
  • подъезд к парковкам, находящимся внутри жилого комплекса.

Действия сотрудников ГИБДД могут быть разными в случаях, которые кажутся одинаковыми на первый взгляд.

Проезд к месту проживания

Внутри массива многоквартирных домов расположена официальная парковка для жильцов. Заехать на стоянку возможно только по тротуару. Патруль ДПС остановил водителя посреди пешеходной зоны. Автолюбитель представил документ, подтверждающие его место проживания, чем оправдал нарушение ПДД. Сейчас подобные ситуации широко распространены по всей стране.

Подъезд к магазину

Торговая точка, расположенная в пешеходной зоне, имеет специальный проезд для разгрузки товаров. Водитель заехал на тротуар, так как подъездной путь был занят другим автомобилем. Инспектор ГИБДД составил протокол и штрафовал шофёра на 2000 рублей. Оправдание водителя, что ему необходимо выгрузить товар, не было принято судом при обжаловании. В данной ситуации новый автомобиль должен был обождать, когда освободится проезд.

Как можно самостоятельно бороться с автохамством?

Фото 3

Пешеходы, которым довелось наблюдать передвижение автовладельцев по запрещённым зонам, могут самостоятельно привлечь нерадивых водителей к ответственности. Попытка наказать автохама не означает, что человек должен преграждать путь мешающей ему машине. Знак «Стопхам», наклеенный на стекло авто, редко помогает перевоспитать нарушителя.

Существует два способа, поясняющих, куда можно жаловаться на нарушение ПДД:

  1. Сообщить в правоохранительные органы о факте езды по людному тротуару (устно или по телефону).
  2. Зафиксировать манёвры возмутителя спокойствия на камеру мобильного телефона.

Если на видеозаписи хорошо видно госномер машины нарушителя, то копия доказательства передаётся в органы ГИБДД или размещается на официальном Интернет-портале ведомства.

В случае направления электронного обращения необходимо отразить следующие сведения:

  • модель (выпуск) транспортного средства и его государственный номер;
  • данный устройства, на котором была сделана запись (телефон, камера);
  • адрес места, где зафиксировано нарушение (наименование улицы, номера зданий);
  • краткая информация, в каком направлении двигался автомобиль (манёвры водителя);
  • дата и время происшествия;
  • контактные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, e-mail).

Указание личной информации является обязательным требованием, анонимное обращение не будет рассматриваться органами охраны правопорядка.

По общим правилам срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если в течение месяца заявитель не получит ответ, то ему желательно повторно обратиться в ГИБДД.

Когда водители обычно заезжают на тротуар

Шоферы заезжают на дорожку для пешеходов по многим причинам, однако чаще всего это происходит в двух случаях. Самая популярная причина — для объезда других машин во время движения по дороге.

В час пик большинство дорог забито машинами, что часто приводит к появлению пробок и заторов, а чтобы объехать медленную машину водители заезжают на бордюр и проезжают какое-то расстояние по дорожке для пешеходов, а потом вновь выезжают на проезжую часть.

Второй по популярности причиной въезда является неправильная стоянка. На газоне и пешеходных дорожках люди паркуются возле домов, на газонах, рядом с торговыми центрами и так далее. Следует понимать, что такая парковка тоже считается административным преступлением, поскольку заезжать на дорожку и газон нельзя.

Что скрывается за понятием «тротуар»?

Дорожная реальность показывает, что первая причина «тротуарного лихачества» — это желание объехать затор в загруженные часы. Вторая – поиск парковочного места в жилых и офисных массивах.

Для начала следует разобраться в самом понятии «тротуар». В ПДД оно прописано, как участок дороги для передвижения пешеходов.

Он отделен от основной магистрали бордюрами или зелеными «уголками». Представьте себе маневрирующую машину среди мирно идущих пешеходов и едущих велосипедов. Это просто опасно.

Но иногда бывает так, что разметка, разграничивающая тротуарную часть и проезжую не видна по тем или иным причинам. И водитель просто не может объективно оценить, на какой территории он находится. Особенно такое часто случается в провинциальных городах, в которых качество дорожного покрытия можно только оплакивать.

СПРАВКА

Тротуар можно узнать по отдельному бордюру или зеленому насаждению. А пешеходная «тропа» обозначается знаком 4.5, который в силе до близлежащего перекрестка.

Для кого предназначен тротуар и что об этом написано в ПДД?

Правила Дорожного движения обозначают тротуар, как элемент дорожного полотна, передвигаться по которому разрешается исключительно пешком. Как правило, пешеходную часть дороги отделяют от автомобильных полос газоном или бордюром. Бордюры и газоны предназначены для ограничения движения машин.

Существует ещё один вид пути, рассчитанный только на пешеходов – пешеходная дорожка. В отличие от тротуара дорожки располагаются около шоссе или на существенном удалении от него (например, в парках или скверах). Для обозначения путей пешего передвижения разработан специальный дорожный знак (пункт ), который по общим правилам действует до ближайшего перекрёстка.

Часто водители нарушают ПДД оттого, что не замечают различий между обочиной и тротуаром.

Особенности обочины, как элемента дороги, заключаются в следующем:

  1. Имеет иные покрытие и разметку.
  2. Находится на уровне проезжей части.
  3. Примыкает к дорожному полотну.
  4. Не используется для пешего передвижения.

На вопрос: допускается ли движение автомобилей по тротуарам (или пешеходным дорожкам), Правила дорожного движения дают положительный ответ в следующих ситуациях:

  • для машин спецтехники (например, аварийные службы);
  • для личного ТС, если нет иной возможности подъехать к домовой парковке;
  • для выгрузки товара в магазин (погрузки для доставки покупателю).

Законодатель категорически запрещает размещение транспортных средств на тротуарах независимо от времени остановки. Движение по тротуару ПДД также не разрешают.

Процедура и сроки оспаривания

Фото 4

В течение 14 календарных дней с момента получения постановления о штрафе на руки у водителя есть возможность подать заявление в местное управление ГИБДД. Постановление может быть выписано инспектором на месте или прийти по результатам видеофиксации. В последнем случае начало срока будет положено в момент получения постановления на почте. В заявлении необходимо указать дату, когда было выписано постановление, его номер, а также привести аргументы, доказывающие, что, с точки зрения водителя, обвинение его в административном нарушении незаконно. В ГИБДД жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней. О вынесенном решении заявитель будет уведомлен письменно на официальном бланке этой организации. Но решение инспекции по данному вопросу (если по результатам расследования постановление о штрафе продолжает действовать) вполне может быть оспорено в суде того населённого пункта, где она находится. Практика свидетельствует о том, что жалобы, рассматриваемые в ГИБДД, имеют мало шансов быть удовлетворёнными. Наибольшей проблемой является то, что дело рассматривается без участия водителя. У него отсутствует возможность предоставления дополнительных доказательств, например, показаний свидетелей, видеоматериалов или фотоматериалов. Точной статистики не существует, но эксперты утверждают, что около 90% постановлений о штрафах остаётся в силе после рассмотрения заявлений об их необоснованности сотрудниками данной службы.

…Чего нельзя сказать о рассмотрении дела в суде. Заявление в суд можно подать в течение того же срока с момента получения постановления о штрафе, что и в ГИБДД. Также возможно после негативного решения этой службы в течение 14 календарных дней обратиться в суд. Вопрос — в какой? Обращаться необходимо в суд, который расположен там, где совершено правонарушение. Это, безусловно, создаёт массу неудобств транзитным водителям, которые нарушили Правила дорожного движения далеко за пределами родного города. Существует специальный сайт «Правосудие», на котором можно проверить, к какому району относится тот или иной суд. По закону суд должен рассмотреть заявление на протяжении двух месяцев с момента его подачи. При этом рассмотрение дела судьёй должно происходить с нуля, не учитывая выводы, сделанные при рассмотрении дела в ГИБДД. При обжаловании административного штрафа очень важно указать на процессуальные нарушения, допущенные как при составлении протокола на месте, так и при рассмотрении заявления в ГИБДД. В частности, нужно указать на ненадлежащее уведомление о сроках и порядке рассмотрения заявления, использование доказательств, которые получены в нарушение норм закона и так далее. Если в процессе рассмотрения дела появляются новые доказательства, они приобщаются к жалобе.

Если суд вынес неправомерное, с точки зрения водителя, решения по его делу, он может обратиться в Апелляционный суд. Там рассмотрение его дела также будет происходить с нуля. Апелляционный суд может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев.

Если суд первой инстанции рассматривает дело больше установленного законом срока, то постановление о штрафе автоматически теряет свою правомерность. Это же утверждение актуально и для рассмотрения в Апелляционном суде. 2000 рублей штрафа за езду по тротуару, в принципе, являются не очень большой суммой. Поэтому далеко не каждый российский водитель станет пытаться добиваться правосудия. Именно этим часто пользуются нерадивые инспекторы дорожной полиции, неправомерно штрафующие водителей, особенно в неоднозначных ситуациях. Статистика утверждает, что заявителями выигрывается около 90% дел по обжалованию неправомерных штрафов ГИБДД. Именно поэтому, если нет желания платить штраф или вопрос в соблюдении жизненных принципов, то в суд обращаться всё же стоит.

Фото 4

Когда по тротуару ездить можно, а когда нельзя?

Согласно пункту 9.9 ПДД движение автомобилей по тротуарам запрещено.

«Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1… Правил)».

Важно: пункт 12.1 ПДД разрешает парковку на краю тротуара легковым авто при наличии знака 6.4 «Место стоянки» и таблички , , , - "Способ постановки транспортного средства на стоянку".

Нередки случаи, когда бордюр в месте разрешенной парковки на краю тротуара оказывается непреодолимым для авто с низким клиренсом, и водителям приходится заезжать на тротуар, где бордюр ниже, и двигаться по нему до места стоянки. В таких ситуациях сотрудники ГИБДД обычно идут навстречу водителям и штрафы не выписывают.

Также, исходя из п. 9.9 ПДД, движение по тротуарам разрешено для транспортных средств:

  • коммунальных и дорожных служб;
  • доставляющих грузы объектам, расположенных у тротуаров, если иной подъезд к ним невозможен.

«Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».


Как доказывается подобное правонарушение?

Движение по тротуару наказывается штрафом, если сотрудник ГИБДД зафиксирует эпизод правонарушения. Однако основная задача патрулей ДПС контролировать поведение ТС на проезжей части. Поэтому в пешеходных зонах редко задерживают автомобильных хамов.

Доказательствами административного проступка являются:

  • видеофиксация езды по тротуару;
  • показания очевидцев.

Немаловажное значение имеет грамотное оформление протокола инспектором.

Законодательство в области ответственности за передвижение по пешеходным путям обладает определёнными недостатками. Юридические недоработки позволяют многим водителям избегать наказания.

Разрешена ли езда по тротуару?

Езда по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам согласно ПДД – запретный плод. Если вас поймает за этим занятием страж ГИБДД – денежное наказание неминуемо.

Езда по тротуарной части под запретом лишь тогда, когда она нарушает ПДД (пункт 9.9). Тротуарное движение разрешено в следующих обстоятельствах:

  • привоз товара в торговые точки, если иного объездного пути нет;
  • ремонт дорог коммунальными службами.

Заезжать и двигаться по пешеходной территории можно и простым водителям, но при условии, что по-другому доехать до нужного места просто невозможно. При этом водитель должен соблюдать осторожность, контролируя безопасность попадающихся прохожих (о том, какое наказание грозит водителю за то, что он собьет насмерть пешехода вне пешеходного перехода, читайте в этом материале). Во всех остальных случаях водителю грозит финансовое взыскание.

ВАЖНО

Пешеходная дорожка
специальная полоса для передвижения пешеходов в виде, обозначенная знаком . Велосипедная дорожка – элемент дороги, отделенный от основного транспортного полотна (либо отдельная дорожка) для передвижения велосипедистов (знак ).

Самостоятельная борьба с автомотохамством

Пешеходы вправе самостоятельно фиксировать подобное нарушение со стороны автомобильных хамов. Что для этого нужно? Не всегда и не везде есть бдительная дорожная полиция, а бороться с подобной угрозой для своей жизни и здоровья просто необходимо. Ведь кто ещё сможет указать наглецу на его место?! Только бдительные граждане…

Во-первых, необходимо позвонить в полицию и сообщить правоохранителям о том, что было совершено подобное правонарушение. Во-вторых, необходимо сделать видеозапись. Если машину, едущую по тротуару, удалось полноценно заснять (с отчётливыми государственными номерами, лицом водителя, возможностью определить марку, цвет и другие необходимые характеристики), то видеозапись можно разместить на интернет-портале ГИБДД. Необходимо сохранить оригинал данного видеосвидетельства, поскольку он может быть востребован в суде. Вместе с копией видео необходимо сообщить следующие данные:

  • государственные номера и марку автомобиля нарушителя;
  • информацию о том, с помощью какого устройства производилась видеозапись;
  • адрес места происшествия (район, улица, номера близлежащих домов);
  • подробно описать манёвра нарушителя;
  • отметить время происшествия;
  • оставить свои личные и контактные данные.

Необходимо сказать, что если последний пункт не будет соблюдён, то правоохранители просто проигнорирует подобное заявление. Анонимные заявления не рассматриваются. Если же заявитель укажет свои контакты, то на его электронный адрес будет направлено письмо, являющееся подтверждением того, что заявление принято к рассмотрению. В письме будет указан его индивидуальный номер. В ГИБДД будут рассматривать заявление в течение одного календарного месяца. Спустя этот период будет направлено следующее письмо, в котором содержится информация по результатам расследования. Сознательному пешеходу, зафиксировавшему на видео подобный факт, а также отославшего видеодоказательства в ГИБДД, следует быть готовым к отстаиванию своих интересов в суде. Желательно также иметь нескольких свидетелей, которые могут подтвердить, что данный противоправный инцидент действительно имел место.

Видео о борьбе пешеходов с автомобильными хамами

Фото 5

Можно ли оспорить протокол

Езда по тротуару относится к наиболее часто оспариваемым правонарушениям. Особенно это актуально в мегаполисах и больших городах.

Практика показывает, что сотрудники ГИБДД наказывают штрафами, как правило, только тех нерадивых водителей, которые едут по тротуару с задачей объехать пробку, сократить путь и так далее. Практически всегда с первого взгляда понятно, для чего человек заехал на него. Но если представители правопорядка всё же оштрафовали водителя за езду по тротуару, а он с этим категорически не согласен, то есть возможность оспорить действия сотрудников ГИБДД. Составленный протокол водителю лучше подписать, но в комментариях он обязательно должен отметить, что несогласен с инкриминируемым ему правонарушением и объяснить причины своего манёвра. Можно попытаться разрешить ситуацию на месте, подробно и аргументировано объяснив инспектору причины своего поведения. Если же это не удалось, то дальнейшее развитие событий переходит в русло судебного разбирательства. Есть ещё возможность оспорить постановление о штрафе, подав заявление в местное управление ГИБДД.

Существует ошибочное мнение о том, что, ставя подпись в протоколе ГИБДД, выписанном за нарушение Правил дорожного движения, водитель автоматически соглашается с ним и признаёт себя виновным. Но это далеко не так. Подпись означает только то, что он ознакомлен с его содержанием. Свои замечания водитель вносит в отдельную графу. Также очень рекомендуется иметь на руках копию данного протокола, которая поможет при оспаривании наложенного штрафа, поскольку в дальнейшем при его получении могут возникнуть различные бюрократические рогатки.

Если же постановление о штрафе выписано по результатам видеофиксации, то в данном случае существует несколько способов доказать свою невиновность. Во-первых, комплекс видеофиксации должен иметь соответствующие сертификаты и документы о проверке его работоспособности, которая должна периодически проходить в установленные ГОСТами сроки. Также сам комплекс должен быть размещён без нарушения Правил дорожного движения и в соответствии с техническими нормами, установленными ГОСТом. Во-вторых, можно оспорить результаты дорожных камер или видеорегистратора на патрульной машине, если чётко не просматриваются номера автомобиля и его марка. Также можно аргументировать свою невиновность тем, что в момент совершения правонарушения за рулём был не владелец машины. Это в том случае, если невозможно идентифицировать его лицо. Если это так и нарушителю повезло, то ему потребуется минимум два свидетеля, которые подтвердят, что хозяин машины в указанный день и час пребывал далеко за пределами того района, в котором случился данный инцидент.

Большинство дел в суде выигрывают водители

Если отсутствует хотя бы один из требуемых документов или не соблюдено одно из указанных выше условий, суд может вынести решение в пользу водителя. Если же невиновность не удалось доказать в суде первой инстанции, то есть возможность обратиться в суд высшей инстанции — Апелляционный. Вопреки расхожему мнению о том, что результаты видеофиксации оспорить очень сложно, судебная практика говорит о том, что 65% подобных дел было выиграно именно водителями. Как видим, это больше половины. Поэтому положение далеко не безнадёжно.

Вопросы и ответы

Меня оштрафовали на 500 рублей за ходьбу по проезжей части. Ранее никогда не сталкивалась с сотрудниками ГАИ, это моё первое нарушение. Мне не стали делать предупреждение и сразу выписали штраф. На сколько это правомерно, ведь при первом нарушении ограничиваются предупреждением?

Эксперт:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения
пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил
дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере
пятисот рублей.

Выбор вида административного наказания, а также его размера принадлежит должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении. Вы вправе обжаловать данное решение. 

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном
правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть
обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1
— 25.5.1
настоящего Кодекса:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения
коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта
Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном
правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному
лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на
постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по
делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить
ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган,
вышестоящему должностному лицу.

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган,
вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи,
должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном
правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в
течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
государственной пошлиной не облагается.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по
делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном
правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или
получения копии постановления.

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1
настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может
быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать
жалобу.


Эксперт:

В случае, если Вы просто шли по проезжей части, наказние, действитель, ноустановлено по ч. 1 ст. 12.29

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Размер наказания, с учётом обстоятельств устанавливает непосредственно должностное лицо. Видимо, ИДПС посчитал, что Вы делали это уж очень грубо, например шли большое расстояние или шли в очень опасном месте.

В этом случае, если Вы не согласны, Вы сможете обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу или в суд, в течение 10 дней со дня ознакомления с этим постановлением.

Если Вы не просто шли, а при этом создавали помехи движущимся машинам (например, они Вас объезжали), то это ч.1 ст 12.30 КоАП:

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

предупреждения она вообще не предусматривает.

При производстве работ по покраске фасада мы использовали вышку тур и каждый день убирали ее после работ. В какойто момент для устойчивости конструкции рабочие несанкционировано поставили вышки в 2 ряда чем перегородили тротуар. Сразу же приехали из ГИБДД по заявлению недовольных пешеходов. Сотрудники ГИБДД попросили разобрать вышки (что было сразу же выполнено) и попросили руководство приехать в отделение. Сфотографировали на телефон данные работы, взяли копию договора на работы и уехали. В этот же день в отделении попросили уставные документы на подрядчика и устно получили объяснение и фотофиксацию разобранных вышек. Протоколов подписано не каких небыло.

Через неделю они направили подрядчику письмо с просьбой привезти копии уставных документов и дать объяснительную по той ситуации. Письмо пришло очень странное без номера, даты и с печатью для справок на электронную почту.

После просьбы написать такое письмо официально и направить почтой они сделали тоже самое с собственником, отправив письмо факсом.

Подскажите что делать, на сколько я знаю протоколов подписано небыло, а фотографии должны быть сделаны на штатный фотоаппарат.

Эксперт:

Дмитрий, 

КоАП РФ Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

На мой взгляд, что могут пытаться привлечь юридическое лицо по указанной статье.  Фотографировать они могут конечно на любое техническое средство, но это должно быть зафиксировано в документах. 

Согласно ч.4 ст. 28.1 КОАП РФ  дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6настоящего Кодекса.

Т.е. для возбуждения дела должен быть какой-либо из указанных документов.  Из указанного Вами не понятно, что было составлено или вынесено. Если же было вынесено определение об административном расследовании, то должны были направить его копию, если же протоколы, то например, протокол осмотра должны были составить на месте. 

Согласно ч.1-2 ст. 26.9 КоАП РФ  для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Т.е. пусть направляют по почте и тогда все исполните. 

Учитывая, что они проводят проверку и Вам ничего неизвестно, что именно они осуществляют, то рекомендую воспользоваться в полной мере своими  правами.

Так, согласно ч.1 ст. 25.1 КОАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В этом случае нужно направить письменное ходатайство в ГИБДД для ознакомления с материалами дела, в том числе путем фотографирования. 

После получения все материалов принимать меры к защите.  Важно понимать, что есть два основания для отмены постановления это нарушение процессуальных норма (т.е. порядка составления процессуальных документов), а также не правильное применение норма материального права ( т.е. применение по существу). 

Рекомендовал бы Вам обратиться к юристу, либо адвокату, который специализируются на таких делах, поскольку чем раньше принять меру к защите, тем больше вероятность получения нужного решения. 

Если у Вас имеются дополнительные вопросы, напишите. Готов на них ответить!

С уважением, юрист Дмитрий.

Эксперт:

Дмитрий! Размещение передвижной вышки тура на тротуаре не влечет ответственности по КоАП РФ. Возможна ответственность по  главе 4 Закона Санкт-Петербурга 31 мая 2010 года N 273-70 Об административных правонарушениях, но опять же подходящей статьи я не нашел.

Не могли бы подсказать по какой конкретно статье ГИБДД желает привлечь к ответственности? 

Что касается процессуального оформления, то съемка на сотовый телефон допускается в качестве доказательств. 

Что касается извещения, то способы извещения изложены в ст.25.15 КоАП РФ.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

То есть, способов много, но главное они должны обеспечивать вручение его адресату.

Эксперт:

Дмитрий. Кроме 12.33. КоАП могут ГИБДД привлечь к ответственности по статье 12.34 не соблюдение требований по безопасности и не выставление временных знаков во время проведения работ.

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Дворы и жилые массивы т тп. В соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения (ПДД) являются прилегающие территорией на которой действуют настоящие правила дорожного движения.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами.

До выполнения работ вас следовало оградить место и выставить знак «Дорожные работы», поскольку как вам указывали тротуар является элементом дороги.

П. 14 ПДД Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов

Предлагаю признать нарушение если по этой статье и просить согласно ст. 4.1. снизить меньше минимального размера до 100 тысяч рублей если вынесут штраф на юридическое лицо.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С уважением Добышев Р.В.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://avtoved.com/shtraf/narusheniya/za-ezdu-po-trotuaru
  • https://drivertip.ru/pravo/shtraf-za-ezdu-po-trotuaru.html
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/narushenie-pdd/ezda-po-trotuaru/
  • https://myfine.ru/parkovka-i-razmetka/114-shtraf-za-ezdu-po-trotuaru-na-mashine.html
  • https://carnovato.ru/ezda-po-trotuaru-shtraf/
  • https://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/shtrafyi/za-ezdu-po-trotuaru.html
  • https://avtoguru.pro/gibdd/naryshenie-pdd/shtraf-za-ezdu-po-trotuaru.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий