Что такое бакалавриат, магистратура и специалитет. Отличия программ обучения, Что лучше в ВУЗе. Какая степень не является высшим образованием. Преимущества и недостатки. Сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Магистратура и бакалавриат — чем они отличаются

Это две последовательных и при этом относительно самостоятельных системы.

Иногда студент, обучаясь, может изменить свои дальнейшие планы. Речь может идти о выборе научной или практической работы, углублении знаний по существующей или получение новой специальности.

Двухступенчатая система образования даёт такую возможность, как поступить на другую специальность в магистратуру в университет, это возможно сделать также и в другом городе.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения.

Специалитет, бакалавриат и магистратура в чём разница

Строго говоря, для начала нужно сравнить специалитет и бакалавриат, поговорить об их отличиях, поскольку для абитуриентов, да и для студентов первых курсов обучения это наиболее интересно. Но я решил рассмотреть всё вместе, и сейчас станет понятно почему.

Для того, чтобы увидеть различия между этими ступенями образования обратимся к закону, а конкретно к Федеральному закону от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ), ответ на вопрос, которому посвящена статья содержится в 10 статье данного Федерального закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Прочитав лишь часть статьи Федерального закона можно легко понять, что высшее образование состоит из трех ступеней. Первая ступень – это бакалавриат, но это высшее образование, так что для кого-то этого может быть и достаточно. Подробнее о том бакалавриат – это высшее образование или нет читайте по ссылке.

Смотрите также: Плюсы и минусы дистанционного обучения

Вторая ступень образования гораздо интереснее. Интереснее не в том плане, что учат более интересным вещам, а в том, что хотя специалитет и магистратура относятся к одному уровню образования, магистратура уже считается чем-то более «крутым» у работодателей.

Ну и третья ступень – это аспирантура или ординатура, туда лезть особо не будем, ибо это точно мало кому нужно. Разве что тем, кто собрался остаться в ВУЗе преподавателем.

Про сложившуюся практику уже начал писать, продолжим. Бакалавриат не зря относится к первой ступени высшего образования, объём знаний, получаемых на бакалавриате меньше, чем при обучении на специалитете, потому и была введена магистратура, чтобы увеличить количество знаний выпускника до необходимого уровня, сопоставимого, или даже превосходящего уровень знаний специалиста. Многие работодатели считают, что магистратура гораздо лучше специалитета, но нельзя сказать, что это явление повсеместное.

Фото 1

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) — с бакалавриата. Бакалавриат — это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

Плюсы:

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.

Минусы:

  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Свежие записиРоссийское высшее образование стало дороже на 15%
В младших классах могут ввести уроки ЗОЖ
В Крыму обнаружили захоронение античных воинов

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

Плюсы:

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.

Минусы:

  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу — специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста — это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат — это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

Плюсы:

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет — это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат — это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой — получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен — после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.

Минусы:

  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

Фото 2

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Фото 3

Отличие бакалавриата от специалитета

Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования. Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

  • на бакалавриате вы будете учиться 4 года, а на специалитете 5 или 5, 5 лет (зависит от специальности);
  • бакалавр изучает базу профессии, общие дисциплины. Специалитет, наоборот, предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент;
  • на первых 2 курсах на обеих квалификациях изучаю общеобразовательные предметы. Затем уже начинается разделение.
  • на бакалавриате можно получить основу профессии и затем уйти в любую ее область, на специалитете чаще всего получают знания по определенной узкой области;
  • получив степень бакалавра, студент может пойти только в магистратуру. Специалист же может сразу идти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру;
  • бакалавры могут претендовать на бесплатное обучение в магистратуре, так как такая степень квалификации позволяет участвовать в конкурсе. Для специалистов магистратура будет платной, так как будет считаться вторым высшим образованием. По закону второе высшее можно получиться только за деньги.
  • попасть в аспирантуру бакалавр может только в случае, если закончит магистратуру.

Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

Фото 4

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Специалитет и бакалавриат – отличия

Фото 6

Думая, куда поступать после школы, приходится выбирать между этими двумя возможностями. В чем разница между ними, что выше?

Давайте посмотрим:

  1. Специалитет — это высокоспециализированное, качественное высшее образование со сроком обучения в пять или шесть лет.
  2. Бакалавриат — здесь обучаются четыре года, получив полноценное высшее образование. Но после бакалавриата нет возможности пройти обучение в аспирантуре, правила предполагают, что сначала нужно освоить программу следующей ступени.

Особенности обучения на бакалавра?

Фото 7

Чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры. Квалификация бакалавра получается за 4 года, котируется как высшая профессиональная подготовка, сопровождается дипломом государственного образца, дает право осваивать параллельно несколько специальностей.

Бакалавриат предполагает получение профиля – уровня подготовки, который выходит за рамки специализации. Поэтому будущий бакалавр может параллельно осваивать смежные специальности в рамках выбранного профиля. Плюс он котируется в международной системе.

 

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет – традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию "дипломированный специалист". При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию "бакалавр" и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат, и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Что из себя представляет специалитет?

Специалитет – классическая программа обучения, занимает 5–5,5 лет, предполагает освоение узкой выбранной специальности. Престиж такой подготовки распространяется на работодателей России, стран СНГ, но не на Европу, США, Канаду, Азию. Диплом специалиста за рубежом надо подтверждать. Россиянам он дает право поступать сразу в аспирантуру, бакалавру надо сначала стать магистром.

Параллельное освоение смежных специальностей не доступно. По окончании курса специалист выбирает между магистром, аспирантом и работой. Магистратура для него является уже вторым образованием.

Преимущества и недостатки бакалавриата

Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

  • бакалавриат считается международной системой образования. Поэтому после выпуска студент может смело отправляться заграницу для работы там. В Европе действует такая же двухуровневая система.
  • у студента появляется большой выбор места работы. Благодаря практико-ориентированному характеру подготовки без привязки к какой-то одной узкой специализации, бакалавр может претендовать на многие вакансии, требующие наличия высшего образования.
  • обучение длится всего 4 года (то есть, вы "экономите" как минимум один год).
  • уже в процессе обучения студент может определиться с дальнейшим выбором профессии и поступить в магистратуру на более узкую специальность (при этом продолжить обучение он может за счет бюджета).
  • на время обучения будущим бакалаврам предоставляется отсрочка от армии.

Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток – поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

Вопросы и ответы

уважаемые юристы.

В статье 10 Федерального закона «Об образовании в России» в числе прочего указано: 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

...

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

...

В настоящее время в процессе практического применения этой нормы в системной взаимосвязи с другой нормой Закона субъекта России, возникает вопрос об определении уровня высшего образования граждан на основании представленного гражданами подлинника диплома о высшем образовании.

При этом содержащиеся в статье 108 Федерального закона «Об образовании в России» положения по соотнесению (приравниванию) уровней образования, установленных на периоды до и после дня вступления в силу названного закона: «Статья 108. Заключительные положения

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

4) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;

5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;»

- не могут быть во всех случаях применены, поскольку не помогают на практике определиться с уровнем высшего образования гражданина, представившего, к примеру, диплом бывшего СССР или СНГ, а также Российский, но выданный гражданину по окончании обучения до названного в статье 108 закона момента.

Вопрос: какие документы гражданина следует изучить, на какие НПА обратить внимание и что еще необходимо для однозначного и обоснованного определения уровня высшего образования гражданина (бакалавром, магистром или специалистом окончил гражданин высшее учебное заведение), как на момент окончания им соответствующего высшего учебного заведения, так и на настоящий момент, то есть как приравнивается (соотносится) присвоенный гражданину уровень образования с действующими в настоящее время положениями закона.

Эксперт:

Уровни высшего образования введены ФЗ:

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙВ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)ПринятГосударственной Думой11 октября 2007 годаОдобренСоветом Федерации17 октября 2007 годаДо его принятия было установлено только высшее образование как таковое. Указанным законом была установлена возможность получения высшего образования различного уровня. 

Предусмотрены следующие сроки получения образования: не менее 4 лет для бакалавра, не менее 5 лет для дипломированного специалиста, не менее 6 лет для магистра.

При этом  «бакалавр» и «магистр» - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Эксперт:

Все присвоенные уровни образования указываются в дипломе гражданина. Из НПА только вышеуказанный закон.

Эксперт:

какие документы гражданина следует изучить, на какие НПА обратить внимание и что еще необходимо для однозначного и обоснованного определения уровня высшего образования гражданина (бакалавром, магистром или специалистом окончил гражданин высшее учебное заведение), как на момент окончания им соответствующего высшего учебного заведения, так и на настоящий момент, то есть как приравнивается (соотносится) присвоенный гражданину уровень образования с действующими в настоящее время положениями закона.

Любовь

При приеме конечно следует смотреть на сам диплом. 

Каких-либо ведомственных актов Минборазования по вопросу соотношения прежних уровней образования и новых нет.  Следовательно руководствоваться пока приходится вышеуказанной статьей 273 ФЗ. 

не могут быть во всех случаях применены, поскольку не помогают на практике определиться с уровнем высшего образования гражданина, представившего, к примеру, диплом бывшего СССР или СНГ, а также Российский, но выданный гражданину по окончании обучения до названного в статье 108 закона момента.

Любовь

Также к дипломам, полученным до введения в действие 273 ФЗ следует руководствоваться положениями об уровне полученного образования Закона РФ Об образовании от 1992 г. № 3266-1.

Соответственно до 92 г. действовали Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании и Постановление Совета Министров СССР «О формах и сроках обучения в высших учебных заведениях и о производственной работе и практике студентов», утвержденные Совмином.

Эксперт:

какие документы гражданина следует изучить, на какие НПА обратить внимание и что еще необходимо для однозначного и обоснованного определения уровня высшего образования гражданина (бакалавром, магистром или специалистом окончил гражданин высшее учебное заведение), как на момент окончания им соответствующего высшего учебного заведения, так и на настоящий момент, то есть как приравнивается (соотносится) присвоенный гражданину уровень образования с действующими в настоящее время положениями закона.

Любовь

В соответствии с принятием Гос.Думой закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 11.10.2007 установлено ВЫСШЕЕ образование и возможность получение высшего образования различного уровня. Если гражданин учится не менее 4 лет — ему присуждается степень бакалавра, если не менее 5 то магистр. На дипломы и образование ранних лет это не распространяется. Регламентирующих НПА нет. Те, кто учились ранее и получили дипломы, они специалисты, так как «бакалавр» и «магистр» это введенные научные степени. Руководствоваться Вам  нужно ФЗ-273.

Эксперт:

Любовь.

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

Любовь

Установленные в Российской Федерации до вступления в силу данного закона, то есть это имеется ввиду обратная сила закона, то есть действие закона распространяется и на предыдущий период времени, то есть с 1990 г, так как до этого было союзное государство СССР, следовательно как выше было указано применяются те нормы и положения, которые были выше указаны коллегами, а именно:

Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании и Постановление Совета Министров СССР «О формах и сроках обучения в высших учебных заведениях и о производственной работе и практике студентов», утвержденные Совмином.

Мышьяков Сергей

но выданный гражданину по окончании обучения до названного в статье 108 закона момента.

Любовь

Если диплом выдан до 1991 г, когда не появилась РФ, то действуют законы того времени, а тогда и было только высшее образование никакого разделения на бакалавриат и магистратуру не было абсолютно.

На дипломы и образование ранних лет это не распространяется. Регламентирующих НПА нет.

Быстрова Лина

Правильно подметила коллега, добавлю с 12 декабря 1991 года данный закон распространяет свое действие, до 12 декабря 1991 действуют старые законы РСФСР, то есть если говорить об образовании, только высшее образование в вашем контексте вопроса.

С уважением, Олег

Эксперт:

Уважаемая Любовь,

Было бы лучше, если бы Вы выслали скан диплома, предварительно скрыв данные получившего. Тогда мы могли бы предметно, применительно к данной ситуации дать ответ. Полагаю, что Вам нужно решение конкретной жизненной ситуации.

С уважением, С.Сергеев

Эксперт:

Любовь!

Вопрос: какие документы гражданина следует изучить, на какие НПА обратить внимание и что еще необходимо для однозначного и обоснованного определения уровня высшего образования гражданина (бакалавром, магистром или специалистом окончил гражданин высшее учебное заведение), как на момент окончания им соответствующего высшего учебного заведения, так и на настоящий момент, то есть как приравнивается (соотносится) присвоенный гражданину уровень образования с действующими в настоящее время положениями закона.

Любовь

Хочу отметить, что во вступления в силу указанных изменений все выпускники являются исключительно специалистами, бакалавр и магистр могут быть присвоены соответственно только уже после вступления в силу указанных изменений и никак иначе.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
5) в статье 24: а) пункт 1 изложить в следующей редакции:"

1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:"

3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:"

4. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.";

6) в статье 27: а) абзац первый пункта 4 после слов «муниципальном образовательном учреждении» дополнить словами «по программам»;

б) в пункте 5: подпункт 5 изложить в следующей редакции:"

5) высшее профессиональное образование — бакалавриат;"; дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:"

5.1) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;";7) второе предложение абзаца первого пункта 2 статьи 41 после слов «и категории образовательного учреждения» дополнить словами ", уровню образовательных программ".

Статья 108 ФЗ об образовании Заключительные положения 1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;

2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;

5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;

6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Удачи Вам!

С Уважением,
Васильев Дмитрий.


Источники

Использованные источники информации.

  • https://1001urist.ru/obrazovanie/bakalavriat-magistratura-specialitet.html
  • https://www.begin.ru/novosti-i-stati/bakalavriat-magistratura-vs-spetcialitet.html
  • https://kakigdeuchitsya.ru/chto-takoe-bakalavriat-i-magistratura-i-spetsialitet/
  • https://tonusmozga.ru/ucheba/bakalavriat-spetsialitet-i-magistratura-v-chem-raznitsa.html
  • https://fulledu.ru/articles/989_bakalavriat-ili-specialitet-chto-luchshe.html
  • https://synergy.ru/about/education_articles/pomoshh_abiturietam/bakalavriat_specialitet_i_magistratura_v_chem_raznica
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий